Числонавтика — Хромология. Толкование цвета

Хромология. Толкование цвета Автор И.В. Карасев    18.01.2010 г.

http://www. numbernautics.ru

© И.В. Карасев

Хромология. Толкование цвета

Публикуется с разрешения автора.

Цвет играет в человеческом мире важную символическую роль. Потому, что каждый цвет несет свою определённую смысловую нагрузку. Причём, в разных культурах и в разные времена существовали различные понятия о цвете и цветовых гаммах. 

Различия и иерархия цветов напрямую связаны с культурой. К примеру, свойственное европейской культуре  понятие «семицветной радуги» обычно соотносят с семью чувствами, семью планетами и так далее.

Но, не всё так просто и однозначно в мире цвета. В частности, в спектре из 7 цветов, как-то не очень вписываются … еще два «цвета»: черный и белый. Утверждают, что проблема «черного и белого» окончательно не решена и существуют теории, что … «черное и белое» вообще цветами не являются.

Что касается истории, то понимание о спектрах цветов обычно открываются уже на ранних этапах развития культур, однако, по-разному. В частности, с развитием культуры, оказывается, доступная область чистых монохроматических цветов … расширяется.

Значит, одновременно с этим расширяется и семантическая сфера  (понимания сути цветов), что свидетельствует об расширении  понимания Единого Мироустройства…

-----ХХХ-----

«Порожденная цветом окраска всегда видна, то же, что порождает цвет, никогда не заметно». (Ян Чжу «Ле-цзы»).

«О сад, Сад! Где черный взор лебедя, который весь подобен зиме, а черно-желтый клюв – осенней рощице, немного осторожен и недоверчив для него самого».

(В. Хлебников, «Зверинец») 

Символическую роль человеческом мире играет цвет. Каждый цвет несет свою смысловую нагрузку.

У каждого народа существуют свои понятия о цвете и цветовой гамме.  Различение и иерархия цветов напрямую связаны с культурой. Т.к. европейской культуре свойственно понятие «семицветной радуги». Причем эти семь цветов соотносились с семью чувствами, семью планетами и т.д.

Из рисунка видно, что из цветового спектра выпали еще два цвета: это черный и белый.

Проблема «черного» и «белого» окончательно не решена и существует теория, что с точки зрения физики «черное и белое» цветами не являются.

Белое подразумевает всю цветовую гамму, черное – всего лишь отсутствие какого-либо цвета. В физике есть понятия абсолютно черного и абсолютно белого тела.

Абсолютно черное тело поглощает свет и не отражает его.

Примером этого может служить окно дома, кажущееся черным солнечным днем.

Абсолютное белое тело свет отражает и не поглощает его.

Ньютон при помощи стеклянной призмы установил, что солнечный свет состоит из лучей различного цвета и соответственно различной преломляемости.

Преломляясь, свет разлагается на семь цветов радуги. (Не говорит ли этот  пример о пользе искажения?)

Добавив к семи цветам радуги черное и белое, мы получим 9 цветов (столько же однозначных чисел).

Всю цветовую гамму можно разделить на две группы: теплую и холодную (зеленый и белый относятся скорее к холодной группе, хотя зеленый цвет считается центром цветовой гаммы как совокупность желтого и синего).

Глядя на 9-ти цветную радугу, можно заметить, что некоторые цвета повторяются в слегка измененной форме (оранжевый – желтый, синий – голубой – фиолетовый).

Упростим цветовую гамму. Получилось шесть основных  и наиболее распространенных цветов.

Особо приходится сказать о зеленом цвете, поскольку он не является  самостоятельным, а состоит из желтого и синего.

Оранжевый цвет состоит из красного и желтого цвета, зеленый – из желтого и  синего; фиолетовый – из синего и красного цветов.

Исходя из этого можно сделать вывод, что существует пять самостоятельных цветов.

Характерно, что китайская традиция наделяет цветовую гамму тоже пятью красками.

Китайский миф говорит, что вначале существовали лишь два цвета – черный и белый, затем  появились синий и красный и, наконец, предстали зеленый и желтый (иногда говорится лишь об одном зеленом цвете – центре всех цветов).

Наглядно это можно представить на диаграмме, из которой видно, что противоречия между черным и белым более существенны, чем между синим и красным.

Противоречия же между зеленым и желтым столь малы, что ими можно пренебречь.

Всё цветовое многообразие – это метаморфозы белого, которые прекращаются поглощением черным. Необходимо также сказать о знаменитом эффекте Доплера, который установил взаимосвязь красного и синего (зеленого).

Так удаляющийся от наблюдателя светящийся предмет может иметь красный цвет, а надвигающийся светящийся предмет может иметь синий цвет. Причем скорость удаления либо приближения должна стремиться к скорости света.

На эффекте Доплера зиждется такое явление во Вселенной, как квазары (красное смещение).

Цветовые спектры таят еще много загадок.

Например, одинаково ли воспринимают один и тот же цвет

разные люди и разные народы?

Не принимаем ли мы «синий» цвет за красный может, кто думает, «что весь свет глядит его глазами». Человеческий глаз различает лишь часть светового спектра, большая же часть остается вне поля зрения.

 Один цвет плавно переходит в другой; и между стоящими рядом цветами нет четкой границы. Поэтому рядом стоящие цвета могут быть замещены друг другом (например, красный – оранжевым, а зеленый – голубым и т.д.).

Вообще, неразличение цветов называется дальтонизмом, который в большей или меньшей мере присущ человеческой природе.

Характерен древнеегипетский миф, где Сфинкс говорит молодому фараону, что тот лишь тогда познает всю мудрость мира, когда черное станет желтым, а желтое – белым.

Черное – это темный цвет тела, желтое –  это золотые украшения, а белое – это цвет одежды. Черное – это темень ночи, желтое – это лучи солнца, белое – воды Нила. Однако эти два толкования оказываются ложными.

Но вот на черные волосы фараона возложена золотая корона, и вот уже лицо его покрывает седина волос.

«Вот где мудрость мира» – подумал старый фараон и умер. Таков печальный миф, связывающий черное и белое, мудрость и смерть.

Разберем теперь символическое значение

каждого цвета в отдельности:

БЕЛЫЙ ЦВЕТ

Белый – сразу возникает ассоциация с «белым светом». Это цвет чистоты, непорочности и святости. Это цвет снега и святого духа, воды и молока, лебедя и лотоса, это сияние дня.

 Однако вместе с тем белый цвет – это цвет грусти и скорби («белая горячка», «белый саван», побелеть словно смерть).

Белый цвет здесь понимается как безжизненный (обескровленный). У монголов белый – это цвет молока, цвет предков.

В геральдике белый цвет (аржан; обозначается arg) – серебро, Луна (созвездие рыб и Скорпиона) – аллегория жемчуга и лилии, символ невинности и надежд, находится под управлением чисел 10, 11.

По легенде, горностай (также символизирующий в геральдике белый цвет) предпочел смерть грязноте своего меха.

Белая роза или лилия означала чистоту и непорочность Девы Марии. В Книге пророка Екклезиаста это цвет радости, в Книге пророка Исайи – очищение от грехов.

Белого цвета флаг с вышитым кораблем был у Завулона, одного из 12 племен Израиля.

Белый – символ скорби, тишины и слепоты, но может означать и смерть, поскольку это цвет савана. Плакальщике Древнего Рима также носили белое.

В белое облачился и Генрих VIII в траур по казненной им же второй жене Анне Болейн. К слову, она была облачена в желтое. когда оплакивала свою предшественницу (злые языки утверждали, от восторга).

Белый цвет и змея – символы Верхнего Египта; белый считался цветом радости и полноты неземной власти. Интересно, что египтяне называли центр глаза – зрачок – не черным, а белым. Белый цвет в символике бамбара – цвет предков и чистоты.

В суфизме белый цвет – это цвет сознания (сирр) и солнечным сплетением. Выражение «белый слон» относится к большим и разорительным приобретениям и происходит из Сиама. Король опальному придворному дарил белого слона, прокорм которого быстро разорял неугодного.

В тантризме белый цвет – один из трех гуны (качеств материальной природы) – называется саттва и отождествляется с сиянием, благим началом и творением Брахмы, а также с западной стороной света (локапалой), которой покровительствует Варуна, чей атрибут – аркан. Белому цвету соответствует санскритский    и полумесяц чандра.

Белого цвета самая высшая чакра Сахасрара в четырех пальцах от макушки головы человека, здесь располагается, по мнению тантристов, абсолют (соединение энергии Шива-Шакти). Символ чакры – лотос с пятью лепестками вниз.

В тибетской религии бон белый – это цвет востока, символом его считались также лошадь и раковина. У китайцев белого цвета металл, печень и тигр.

Индейцы майя этот цвет связывали с севером и сухостью. «Там парит дерево жизни, строит свой дом бог маиса и обитают все юные души. Белый Ицамна гадает по белым фасолинам в тарелке между ногами».

В религии Вуду белый цвет – символ Эрзули Дантор – отрицательной женской энергии, которая связана с проблемами гнева, ненависти, ревности и угнетения.

ЧЁРНЫЙ ЦВЕТ

Черный – это ночь, беда, грозовая туча. Отождествляется с силами Зла. Это цвет траура и печали, цвет тени (мира теней, загробного царства). Ассоциируется с черным вороном – вестником смерти и с черным холодом космоса («черные дыры» Вселенной).

Черный цвет несет в себе таинственность (ночь скрывает все тайны). В астрологическом плане черный цвет связан с Сатурном – богом времени, свинцом.

Сатурн, косящий траву, поначалу был богом плодородия (saturator – наполнитель) и был связан как с черным цветом земли, так и с меланхолией (черной желчью селезенки). Парацельс считал, что меланхолию вызывает страх.

А. Дюрер связывал меланхолию с творчеством и высоким искусством. Вместе с тем черный цвет связан со строгостью и торжественностью. Иногда даже с праздничностью.

В русском языке черный цвет (тьма) приобрел значение тысячи (великого множества). Цвет пиратов (флаг «Веселый Роджер») и анархистов.

В геральдике черный (траур; помечается буквами s, или sa) – цвет железа и свинца (созвездие Козерога и Водолея), символ осторожности и постоянства, находится под управлением чисел 5, 8.

Вообще стоит отметить странное переплетение черного и белого.  Черно-белые одежды надевали некоторые островитяне южных морей при трауре;

Белый цвет, переходящий в черный, с изображением палатки, принадлежал Гаду, одному из 12 племен Израиля.

Эти два цвета могут быть одновременно и праздничными и траурными. У некоторых народов черный цвет – символ жизни (например, в Японии это – цвет радости, а белый – символ смерти (аллегория света – жаба, а тьмы – лунный заяц).

Так смысл аварского стихотворения может не понять русский (европейский) читатель: «Черный конь умирает на белом снегу».    

Давно замечено, что нет лучшего сочетания, чем черный и белый. Китайцы соотносят черный цвет с женской (инь), а белый – с мужской сущностью (ян).

Их сочетание – идеальный брак, причем черное переходит в белое, а белое – в черное. Сочетание (чередование) черного и белого говорит о мировом круговороте, о движущей силе противоположностей.

День сменяет ночь, а жизнь – смерть, но после все начинается снова. Считается, что использование черно-белого шахматного порядка (свет / понимание / появление из тьмы) было подсказано суфиям в седой древности.

Один из суфийских обрядов предполагает покрывать половину места собрания черно-белой материей и попеременно зажигать и тушить лампу.

 Суфийский орден углекопов Фахмийя - Воспринимающие; сравните арабское слово fohm «кочегар, углекоп», в некоторых арабских словарях так называют масонов.

Тайное итальянское общество называлось похоже Carbonari (Угольщики). В Англии до сих пор невесты просят испачканных сажей трубочистов поцеловать их сразу после брачной церемонии.

В суфизме черный – это цвет интуиции (хафи) и лба. Черный флаг с вышитыми солнцем и луной принадлежал Иссахару, одному из 12 племен Израиля. Черное, как смоль, полотнище было у Ветхозаветного Иолсифа.

Интересно, что на флаге Вениамина помещались все 12 цветов и контур волка.

Езиды используют образ змеи, покрытой сажей, что символизирует мудрость жизни.

От слова «черный» происходит туземное название Египта – Кемет (по цвету плодородного слоя земли). Осирис, как повелитель загробного царства, назывался черным.

Боги мертвых Анубис и Хонтаменти изображались черной собакой. Черный считался еще и цветом возрождения. Черным был бог фаллического культа, плодородия и зачатия Мина.

Всепоглощающий черный цвет – непременная атрибутика индусской богини Кали (санскр.   черная), символизирующая гнев, ночь и истребление неверных. Такая символика аналогична Бабе Яге русских сказок и Гекате греческих мифов.

 «Белый. как и все другие цвета исчезают в черном, так и все начинает входить в Кали» («Маханирвана Тантра», гл. 13). Сравните у Лао-Цзы: «Лебедь бел не оттого, что каждый день отбеливается, ворон черен не оттого, что постоянно чернится».

Чернокожим  изображается Кришначерный, иссиня-черный), что объяснялось комментаторами аналогией с окрасом дождевой тучи, несущей освобождение от смертоносной жары.

Интересно, что у джайнов и буддистов Кришна стал отрицательным персонажем (такое же имя носили демоны-асуры в ведах). В индуизме черный цвет – аллегория непостижимости бога.

В темно-синий цвет раскрашен Вишну и его ипостась Рама   . По легенде, когда вместе с амритой на земле появился и страшный яд калакута, грозивший погубить все живое, его выпил Вишну, отчего у него посинело горло.

В тантризме черный цвет – один из трех гуны (качеств материальной природы) – называется тамас и отождествляется с косностью, угасанием и растворением Шивы (аспект разрушения Вселенной), а также с южной стороной света (локапалой), которой покровительствует бог смерти Яма, чей атрибут – жезл-данда. Черному цвету соответствует санскритский звук эфира и точка бинду.

В Европе черным называют тайное, оккультное знание. В арабском языке корень fhm может интерпретироваться не только «черный», но и «мудрость», или «понимание».

Слово seyid «господин» является производным от основы swd «черный». Изначально знамя пророка Мухаммеда было черным, что символизировало мудрость и власть. Суфийский афоризм «Путь скрыт в темноте» (Dar tariki tarikat).

У китайцев черного цвета вода, северная сторона света и почки, (эмблема севера – черепаха, перевитая змеей).

Майя этот цвет увязывали со зловещим западом. «Солнце умирает. Точка отдыха Венеры. Глубокие темные воды ада».

Черная земля пожирает стебель, а мать маиса поворачивается под покрытой плесенью мульчей. Черный Ицамна, жрец обсидиана внутри Черной Ишчель, возвышаясь над пылью и пеплом».

В вуду черный цвет – атрибут Легбы – Владыки Перекрестков, который символизирует положительную, доброжелательную, мужскую энергию. Она имеет отношение к вопросам коммуникации, путешествиям, контрактам и «белой» магии (в европейском понимании).

КРАСНЫЙ ЦВЕТ

Красный – Это цвет крови, цвет бурной человеческой жизни. Цвет огня, ярости и любви и власти. Астрологическая традиция отождествляет  красный цвет с Марсом – богом войны, а пурпурный ( в некотором роде тоже красный) с Юпитером.

В Европе красный цвет считался королевским, он преобладал в королевских одеяниях. Красный цвет – это цвет зрелости, расцвета и в то же время это цвет заката и опасности (красный свет светофора). Биологами замечено, что большинство ядовитых насекомых имеют красный цвет.

Ирландские саги и бретонские сказки связывают красный цвет с миром мертвых, индийские мифы облекают бога смерти Яму в красный плащ. В христианской символике красный цвет – скорбь земного бытия.

Красный цвет – это цвет революции и беспощадного террора, цвет коммунизма. Считается, что красный цвет оберегает от сглаза (вокруг кисти руки обвязывают красную нить).

В русском языке «красный отождествлен с «красивым» (красна девица, Красная площадь).

Этот цвет связан с культом близнецов (Быт. 38), когда при рождении на руку родившегося первым повязывали красную нить. Характерен в этом отношении красный, как цвет чечевичной похлебки, за которую библейский Исав продал свое первородство. «И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый; и сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого...»

В еврейской традиции цветом глины (земли), из которой был слеплен первый человек Адам, – красный. Красный – самый концентрированный и единственно полный цвет (краска, красивый).

Книга Чисел упоминает знамя Рувима – красное полотнище с вышитой мандрагорой.

На треть белым, красным и черным с вышитыми Уримом и Туммином (два разноцветных диска, которые священники использовали для принятия решений) был флаг Леви, другого основателя одного из 12 племен Израиля.

В цвет перебродившего вина был окрашен флаг Неффалима.

«Краснорубашечниками» называли сторонников итальянского национального лидера Дж. Гарибальди.

Говорят Наполеон как-то в сердцах бросил: «Красный – это цвет Англии: я не могу выносить его вида». историк Эдуард Гиббон пользуется термином «имперский пурпур» для обозначения римской государственности, а выражение «рожденный в пурпуре» к Византии, где считалось, что будущий император должен рождаться только в комнате с пурпурными стенами.

С 1917 по 1922 гг. «красной» называли Россию, а вплоть до 1991 г. – СССР. Хотя, как символ Великой Французской революции, он возник гораздо раньше. Кумачовое полотнище  использовали и во времена Парижской коммуны. В Британском военно-морском флоте красный флаг – это вызов на бой.

В геральдике красный (гюльз; обозначается gu) – цвет латуни (созвездие Рака), символ великодушия и очарования, находится под управлением чисел 3, 10.

Цвет пурпур ассоциировался с цинком, Меркурием, сдержанностью и благоразумием и созвездием Стрельца, находится под управлением чисел 6, 12. Красный кружок на щите назывался торто. Пурпур также означал грех, упадок и скрытность.

В христианской символике это цвет отпущения грехов, покаяния, скорби и оплакивания: в пурпур облачаются священнослужители во время великого поста для церемонии, связанных с крестными муками Христа. Красный цвет в христианстве – символ милосердия и божественной любви.

Обычно серафимы на иконах изображаются красным цветом. Красное одевают цыгане на похоронах, в некоторых областях Китая для этих же целей используют пурпур.

Красный цвет также мог обозначать гнев, стыд и бесчестие. В пуританской Новой Англии 17-18 вв. женщины, уличенные в бесчестии, должны были носить на одежде красную букву "А" (См. роман Н. Готорна «Алая буква»).

Такая символика восходит к апокалипсическим видениям Иоанна Богослова: «И увидел я жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.

И жена облачена была в порфиру и багряницу... « и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее... Я видел, что жена упоена была кровию святых» (Отк. 17:3-6).

Ирландский поэт И.Б. Йитс примечал, что красный – это цвет магии во всех странах, вот почему шляпы фей всегда красные. «Красный фонарь» почти всегда в Европе ассоциируется с публичным домом.

Розовый, а иногда розовый треугольник – маркер гомосексуальности (в России это явление заменяется эвфемизмом «голубой» или «розово-голубой»).

Из всех цветов египтяне считали красный самым сильным, настоящим; это – цвет мужского начала (в отличие от желтого, или охры).

Он символизировал жизнь и победу. Позже приобрел негативное значение: «сделать красным» было равнозначно слову «убить». У могилы Осириса в жертву приносили людей с красноватой кожей. Красный цвет и коршун – символы Нижнего Египта.

Красный в мифологии бамбара – цвет жизни, любви и крови.

В тантризме красный цвет – один из трех гуны (качеств материальной природы) – называется раджас и отождествляется со старстью, деятельностью и сохранением Вишну (консервативный аспект), а также с благоприятной северной стороной света (локапалой), которой покровительствует божество Сома, чей атрибут – дротик. Красному цвету соответствует санскритский  и треугольник трикона.

Красного цвета чакра Свадхистхана, расположенная за гениталиями, концентрирующая половую энергию и ответственная за пищеварение (эмблема – полумесяц в кругу).

В тибетской религии бон красным цветом окрашивали запад, куда помещали также его атрибуты – медь и мышь. У китайцев красного цвета юг, огонь, сердце и птица Феникс.

Индейцы майя этот цвет связывали с востоком и изобилием. «Чтите его изобилие, откуда приходят красные дожди, красный кремень, камень и маис, откуда встает солнце и Великая двухголовая змея ночи поднимает Зодиак».

Красная Ишчель совокупляется с Красным шаманом Ицамной, жрецом фимиама».

В религии Вуду красный – символ Барона Самеди, представляющего отрицательную, агрессивную мужскую энергию. Она связана с вопросами, имеющими отношение к смерти, «черной» магии, победе в соревнованиях, разгрому противников.

Кроме того, она связана и с излечиванием и восстановлением здоровья после болезни, так как Барон Самеди является еще и целителем.

ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ

Оранжевый – цвет брахманизма (индуизма) и отчасти буддизма.

В геральдике главными цветами считались лазурь, гюльз (красный), траур, верт (зеленый) и пурпур, который, однако, редко используется.

В позднем средневековье к ним были добавлены три «цвета позора»: тенне (оранжевый), сагвин (кроваво-красный) и мюррей (багровый).

Цвета металлов – ор (золотой) и аржан (серебряный) не смешивались, хотя в исключительных случаях (как на флаге Ватикана и древнем гербе Иерусалима) это допускалось, дабы придать эмблемам уникальный статус.

Оранжевого цвета чакра Манипура – пупочный центр, координирующий нервно-мышечную деятельность (диаграмма треугольник вершиной вверх с тау-крестами в углах, окаймляет ее круг с 5-ю лепестками).

В вуду этот цвет – символ Эрзули (богини любви), это положительная женская энергия связана с различными любовными делами.

ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ

     Желтый – в русском языке это слово родственно слову «золото» (ср. англ. gold, нем. Gelb).

Ассоциируется с солнечным светом и с золотым блеском денег (богатством), поэтому считался краской Аполлона. В Китае желтый цвет считается центром мира (он также ассоциировался с землей, желудком, Хаосом) и непременным  атрибутом императорской одежды.

С другой стороны желтый цвет – это осень, пора увядания природы. В средневековой Европе  желтый цвет считался неприличным (вульгарным) и мог символизировать измену, трусость и разлуку. На средневековых картинах Иуду и Каина изображали с желтой бородой.

Так, сохранился обычай дарить  желтые цветы разведенным женщинам. Сравните также название «желтая пресса» в значении «продажная пресса».

В желтом одеянии на костре сжигали еретиков. Цвет воздействует на психическую энергию (нервы). Желтый флаг означал, что на корабле есть инфицированные больные и объявлен карантин.

В геральдике желтый (ор) – цвет Солнца, золота, созвездия Льва, аспект веры и постоянства, находится под управлением чисел 1, 2, 3.

Золотой кружок на щите назывался безан и происходил из Византии. Алхимики считали этот цвет цветом Совершенного Человека, а суфии носили голубую мантию с капюшоном, окантованную желтой полосой.

В Древнем Египте желтый (охра) – цвет женственности. В Китае «женщиной желтого цвета» называли тех, кто сохранял свою девственность. У бирманцев желтый – это цвет скорби.

Суфийская система латаиф (органы восприятия) связывала желтый цвет с сердцем (калб) и левой частью тела (суфии носят одежду или тюрбан того цвета, который соответствует их достижению в желто-бело-черно-зеленой системе латаиф).

В тантризме желтый цвет отождествляется с восточной стороной света (локапалой), которой покровительствует божество Индра, чей атрибут – молния-ваджра.

Желтому цвету соответствует санскритский звук .

Желтый цвет у чакры Муладхара, расположенной у основания спины, где находится центр психической энергии (символ чакры – лингам, обвитый змеей или квадрат, вбирающий в себя треугольник вершиной вниз с точкой в центре).

 В Индии новобрачная покрывает желтым свои руки, что символизирует радость ожидания.

В тибетской религии бон желтый цвет, соотносимый с железом, – это окраска юга, священным животным которого был гусь.

А майя этот цвет связывали с югом и благополучием. «Богатство и расширение владений, где корни Древа жизни приносятся в жертвенном блюде.

Желтый Ицамна предрекает своим пожелтевшим глазом, так высушенная на солнце тыква превращается в погремушку. Желтый жрец – цвет солнца, лишенного плоти – верхом на Ишчель, как на собаке.

 Желтый бог стряхивает с ног желтый песок».

ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ

Зеленый – цвет растений, цвет жизни и весны (в противовес желтому цвету осени). Цвет ислама, который должен символизировать  победу и жизненность учения пророка  Мухаммеда (у суфиев зеленый цвет ассоциировался с глубоким восприятием сознания ихфа и центром груди; это – цвет посвящения и жизни, истины и бессмертия).

Иногда символизирует непрерывность и даже бессмертие (воскресающий бог египтян Осирис изображался зеленым). Это цвет различных экологических движений и цвет долларовой купюры (хотя в Европе этот цвет означал банкрота, которого обязывали носить зеленую шляпу).

Благодаря своим маскировочным свойствам этот цвет наиболее любим военными. Зеленый как цвет молодости может означать также незрелость («молодо – зелено»).

Зеленый знак светофора означает, что путь свободен (сравните выражение «дать зеленый свет»), хотя раньше зеленый был предупреждающим сигналом. И сейчас в море зеленый флаг говорит о кораблекрушении.

Наука отмечает способность зеленого цвета снимать усталость и стимулировать умственную деятельность. Однозначно положительный цвет. Лечит простуду, оказывает защиту.

В кельтской традиции связан с потусторонним миром, раем, блаженным островом. У инков – с зерном.

По Книге Чисел зеленое знамя с вышитыми контурами города Шхем принадлежало Симеону (одному из 12 племен Израиля). Зеленый цвет берилла с вышитым оливковым деревом был на флаге Асира.

Зеленый – цвет плесени и разложения. В европейском фольклоре – это окрас эльфов, а также непослушания и проказ.

В западной литературе – аллегория зависти и ревности, которую В. Шекспир в трагедии «Отелло» называет «зеленоглазым монстром». Сравните песню на стихи Т. Коршилова «У беды глаза зеленые Не простят не пощадят...»

В геральдике зеленый (верт; маркируют vt) – цвет ртути, Венеры, созвездия Близнецов, аспект сдержанности и благоразумия, находится под управлением чисел 6, 12. Зеленый кружок на щите назывался пом.

Зеленого цвета чакра Анахата на уровне сердца, местопребывание первичного звука (диаграмма – пятиугольник).

Зеленый (или черный) и бирюза в тибетской религии бон ассоциировался с севером, которому покровительствовали бык. У китайцев зеленого (синего) цвета восток, дерево, легкие и Дракон.

ГОЛУБОЙ ЦВЕТ

Голубой – в русском языке отождествляется с глубиной и голубем (в последнее время стал синонимом мужеложства) святым духом. Это цвет неба, речных потоков и зловещих морских волн.

В некоторых языках голубой и синий цвета не различаются (например в английском). Синий цвет считается символом китайской религии даосизма.

Для европейской традиции характерна легенда о Синей птице удачи и Синей бороде (ревнивце, убившем несметное количество жен). В Исходе синий, как цвет безоблачного неба, обозначает откровение.

Согласно Книге Чисел, израильтянам было велено иметь синюю кайму на краях одежды, которая напоминала бы им о боге. Бирюзовый флаг с вышитым львом принадлежал Иуде, одному из предводителей 12 племен Израиля.

СИНИЙ ЦВЕТ

В синий цвет сапфира со змеей посередине было окрашено знамя его брата, ветхозаветного Дана.

Мужчины-туареги носят на лице повязку синего цвета (тигельмуст), которую не снимают даже ночью.

Синий символизировал также постоянство, преданность и правосудие.

Арабы считали голубые глаза непременным признаком лгунов и колдунов. Египтяне использовали синий для обозначения правды; этот цвет сопутствовал Зевсу и Гере и считался символикой королевской власти (выражение «голубая кровь» произошло из убеждения, что вены испанских аристократов «более синие»).

А вот прозвище «синий чулок» восходит к 15 в., когда в Венеции собиралось общество ученых, отличительным атрибутом которых были синие чулки. В Армении синий считался цветом траура, поскольку усопший уходил на небеса.

Синий также обозначал сомнение и депрессию.

Метафора «чувствовать синий» или «синий дьявол» возникла в среде красильщиков тканей в цвет индиго, которые были особо подвержены меланхолии. Блюз (blues, от англ. blue синий) – преимущественно заунывная музыка, возникшая на негритянском юге США в конце 19 в.

В наше время появился феномен «дети-индинго» с необычными способностями: якобы их аура окрашена в голубой цвет.

«Спросили у моря, почему оно оделось в голубое, цвет скорби, и почему оно разволновалось, будто пламя вскипятило его.

Ответило море, что голубое говорит о горечи разлуки с Любимым, а огонь любви заставляет меня кипеть» («Парламент птиц» Аттар).

В геральдике синий (лазурь; помечается, как az) – цвет меди, Юпитера, аспект справедливости и преданности, находится под управлением чисел 4, 9.

В индуизме это цвет грозного божества. В тантризме синий (дымный) цвет отождествляется с серединой ойкумены, которой покровительствует Брахма, чей атрибут – лотос.

Синему цвету соответствует санскритский  и круг, или пятиугольник чакра.

Голубой цвет имеет чакра Вишхудха, расположенная на уровне горла (эмблема – треугольник вершиной вниз с кружком в центре).

В тибетской религии бон голубого цвета была середина мира, священным животным которого считалась ящерица.

Синий (или зеленый) индейцы майя ассоциировали с серединой мира. «Зенит солнца и надир темной луны.

13 небес и 9 кругов ада. Голубое небо и зелень земли – центр души.

Зеленый Ицамна выглядывает из зеленого глаза кошки, из еще не созревшего зерна маиса. Зеленый Ицамна считает дни, Зеленая Ишчель – его противник в ночи. Правда – есть точка сходимости, где исчезают все вещи».

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ

Фиолетовый – цвет фиалок и сирени, чистоты Космоса и религиозных таинств. Несет  в себе некоторую загадочность. Фиолетовый – это цвет йода (йод в переводе с греческого  означает фиолетовый).

Этот цвет предпочитают некоторые дети до наступления половой зрелости.

Выбор или отрицание этого цвета психологи расценивают как показатель психической и половой зрелости и называют его «гармонией противоречий». Астрологи связывают этот цвет с Ураном, Нептуном и Луной.

Считается, что этот цвет смягчает злобу и предохраняет от опьянения. У инков – опасность, у турок – скорбь. В русском языке фиолетовый цвет часто называется сиреневым, сирень же связана с мрачным богом дремучих чащоб Паном.

Фиолетового цвета чакра Аджнья, помещаемая между бровями (диаграмма – треугольник вершиной вниз с лингамом в середине).

Фиолетовый цвет обычно предпочитают дети, не достигшие половой зрелости. В психологии этот цвет называют «гармонией противоречий».

КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ

Коричневый – вспомогательный цвет (смесь красного и черного) в некоторых школах психологии считается, что предпочтение ему отдают потенциальные убийцы.

Этот цвет исключительно редок в раскраске национальных флагов и гербов. Ассоциируется с германскими национал-социалистами; штурмовики этой партии носили коричневые рубашки. Поэтому ультранационалистические (радикальные почвеннические) движения часто называют коричневыми.

Вместе с тем коричневый и желтый – самые безопасные цвета на дороге: по статистике, белые и черные машины попадают в аварии чаще всего; следом идут красные, синие, серые, золотистые и серебристые.

Эфиопы надевали одежду серо-коричневых тонов на похороны, поскольку считалось. что это – цвет земли, в которую покойный возвращается.

Числа можно определенным образом связать с цветом.

 (Выше делались попытки связать  9 чисел с 9-цветной радугой). Однако каждый человек соотносит число с цветом по-разному (на цветовой оттенок влияет форма числового знака и произношение числа).

Это явление называется  в психологии эйдетизм (образность), когда предметы и абстрактные предметы столь ярко врезаются в память, что их трудно отличить от реально существующих. Они предстают в цвете, звучат, источают запахи, обладают вкусом, их можно потрогать на ощупь.

Эйдетизм особенно присущ детям. Явление эйдетизма было подхвачено поэтами-символистами, которые могли, например, написать, что «звук ломается как сталь» и «слышен цвет и виден звук».

Соотнесение числа с цветом используется психологией; это своего рода тест (анкета), по которому прослеживается характер человека, его пороки и пристрастия.

Например:

1 – белый (бесцветный),

2 – желтый,

3 – светло-зеленый,

4  – коричневый,

5 – красный,

6 – темно-зеленый,

7 – фиолетовый,

8 – голубой,

9 – зеленый,

0 – белый (молочный)

В монгольской астрологии существуют представления о цветовых знаках. Их девять; в сочетании  с 12-летним циклом они повторяются каждые 36 лет.

Как и в китайских мантрических системах, у майя большое значение придавалось цвету.

Верховный бог майя Ицамна (Ицамнга) ассоциируется с цветовой символикой, тем более, что имя супруги Ицамны Ишчель означает «радуга».

Знаки месяцев и недели делились на 4 части по сторонам света.

Все многообразие цветового восприятия можно задать координатами цвета в выбранной заранее системе трех единичных монохроматических потоков.

Психологическое восприятие цвета трехмерно (насекомые видят мир по-иному, их восприятие цвета четырехмерно). Человек не сразу научился распознавать цвета. На разных этапах развития культуры происходило постепенное открытие всего цветового спектра.

В первобытных обществах все цвета подразделялись лишь на черное, белое и красное. Это три  основополагающих цвета. Известный психолог К.Г. Юнг считал, что подсознание человека способно окрашивать явления и вещи в три цвета.

Другими словами, существует 3 мира:

альбедо – белый, легкий,

рубедо – красный, агрессивный,

негредо – черный, тяжелый.

В грузинских мифах мир делится тоже на 3 части: черный – мир подземных духов, белый – мир богов, красный – мир людей. Это мировосприятие отражено в грузинском национальном флаге.

В некоторых языках Западной Африки есть только 3 термина, обозначающих цвет – красный, черный, белый. Голубое небо там означает белое, а синее море – черное.

Аборигены Австралии обозначают синий и зеленый цвета одним – желтым.

     Наиболее обстоятельно показаны ассоциативные  связи цвета в китайской мистической философии, где: север – черный, вода, почки, солёный, черепаха.

Юг – красный, огонь, сердце, горький, птица Восток – зеленый, синий, дерево, легкие, кислый, дракон. Запад – белый, металл, печень, сладкий, тигр.

Центр – желтый, земля, желудок, хаос.

В поисках доказательств гипотезы лингвистической относительности (Сепира-Уорфа) часто пишут  о различиях между языками в членении цветового континуума: в одних языках есть семь основных (однословных) названий цветов радуги (например в русском);

В других языках – шесть (английский, немецкий), где-то – пять (китайский), в языках банту шона – четыре, в бантоидном языке басса (Либерия) – два:

Вот, что пишет В. Налимов в книге «В поисках иных смыслов»:

«Психологическое восприятие монохроматического цвета, получаемого при спектральном разложении белого света, по-видимому, можно условно рассматривать как персонализируемый цветовой вакуум... Цвета – это также смыслы».

Смыслы особого языка – языка цвета. Напомним, что человек воспринимает не физическую реальность – длины волн или кванты энергии, а их психологические эквиваленты.

Человек обладает цветовым языком, ментальным по своей природе. Можно говорить о цветовом сознании так же,

как мы говорим о сознании музыкальном.

Представления о цветовом зрении легко геометризируется.

 Мы здесь не будем касаться серьезных геометрических интерпретаций цветового зрения – это увело бы нас слишком далеко от нашей темы. Укажем только на работы некоторых авторов.

Известный физик Э. Шрёдингер, занимавшийся и теорией зрения, опирался на представления проективной геометрии при изучении физиологических законов смешения цветов.

Г. Шеллинг ввел неевклидолву метрику для описания цветовосприятия и построил перцепционную теорию относительности по аналогии с представлением о пространственно-временном многообразии в специальной теории относительности.

Г. Резников обратился к дифференциальной геометрии при изучении цветовосприятия.

Количественно выражение всего многообразия цветового восприятия можно задать координатами цвета в выбранной заранее системе трех единичных монохроматических потоков. Психологическое восприятие цвета, таким образом, трехмерно.

Цветовое восприятие может быть нарушено, если человек страдает одной из форм дальтонизма.

Как известно существует четыре типа неразличения цветов:

дальтонизм (неспособность воспринимать красный и зеленый),

протанопия (невосприятие красного),

дейтеранопия (невосприимчивость к зеленому) и

тританопия (невосприятие синего или фиолетового).

Эти дефекты можно интерпретировать как образование «черных дыр» в монохроматическом спектре.

По-видимому, не весь спектр цветов был открыт на ранних этапах развития культуры.

Если с развитием культуры расширяется доступная восприятию человека область чистых монохроматических цветов, то становится естественным предположить и то, что расширяется доступность и овладение семантическим вакуумом.

Это будет свидетельствовать о неком единстве Мироустройства».

Семь цветов радуги – есть последовательный переход

одного цвета в другой

Рядом стоящие цвета похожи: к→о→ж→з→г→с→ф

2.) Некоторые цвета похожи очень сильно

Г≈С≈Ф (синяя группа)

К≈О (красная группа)

На первый взгляд кажется странным, что цвета голубой и синий являются самостоятельными, а розовый и красный – нет.

3.) Последовательный переход нарушается в случае с зеленым цветом.

Зеленый цвет наименее похож как на желтый, так и на голубой. Хотя у некоторых народов голубой и зеленый взаимозаменяемы или обозначают один цвет

ж≠з≠г   (з≈г)

(к→о)→ж .з. (г→с→ф)

4.) Красный, оранжевый, желтый - теплый (отражающий свет).

Фиолетовый, синий, голубой – холодными цветами (поглощающими свет). Зеленый цвет является центром цветового ряда, разграничивающим две группы цветов

к-о-ж-з-г-с-ф

5.) г, с, ф являются цветами приближения

 (двигающимися на вас, цветами переднего плана),

к-о-ж – цвета удаления (заднего плана). Связь цвета с направлением движения называется эффектом Доплера.

Художники знают 3 цветовых плана (т.н. цветовая перспектива):

 ближний – красно-коричневый,

средний – зеленый и дальний – голубой.

6.) Черный и белый в полном смысле слова не являются цветами.

Их называют еще ахроматическими цветами.

Черный – абсолютное поглощение света, белый – абсолютное отражение света.

Черный и белый являются основными элементами противопоставлений в разных философских системах. Иногда между ними помещают красный цвет б/ч; ч/б/к к/ч/б.

7.) В цветовом ряду есть цвета, которые составлены из двух соседних.

Сочетания двух цветов из которых можно составить цвет называют гармоничным к/с, к/ж, ж/гф=к+с о=к+ж з=г+ж

8.) В цветовом ряде существует 4 несоставных цвета:

 к, ж, (г, с) два последних обычно объединяют в один цвет.

9.) Сочетание двух цветов, которые при смешивании дают серый цвет.

Некрасивый серый цвет называют дополнительными или контрастными. Таковы: к/з, с/ж, г/о, б/ч. Сочетание любого цвета с фиолетовым не будет контрастным.к+з=ø с+ж=ø г+о=ø (б+г =ø)

10.) Желтый цвет наиболее приближен к белому, а синий – к черномуж≈б, с≈ч

11.) Коричневый цвет называют потерянным.

Поскольку, несмотря на его цветовую самобытность, он не входит в цветовой ряд к=ч+к

Периоды цветового ряда

к/ф, о/с, ж/гцвета инверсиик/з,о/г,ж/с (Через два цвета, цвета контраста)

Источник: сайт Ивана Карасева

 «Rbardalzo» Последнее обновление ( 18.01.2010 г. )   - : системы развития человека, современная эзотерика. Несколько тысяч книг по теме. Журнал «Эзотера». Форумы, календарь событий, виртуальный тренинг. © 2010 Числонавтика

Яндекс.Метрика


  © Числонавтика портал
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6

Сайты партнёров:
"