Данная статья имеет предваряющий характер. Как бы статья – введение к материалам по проблемам исследования этуской культуры и письменности.
Почему мы решили опубликовать материалы (несколько статей), связанных с исследовательской деятельностью П.П. Орешкина?
// Смотрите за поступлениями свежих материалов на нашем сайте//
Прежде всего, потому, что один из первых (в современную эпоху) доказательно обосновал свою догадку о славянском происхождении этрусков, их культуры и письменности, создав оригинальную концепцию прочтения текстов, которую он называл «каверз-системой».
А также потому, что ныне его труды незаслуженно преданы забвению и умолчанию, почти также, как было и в его времена.
И некому, в сущности, озвучить труд его жизни.
Даже поверхностного взгляда (через тот же Интернет) хватит для того, чтобы увидеть и почувствовать «человеческую сторону» проблемы идентификации этрусков и всего, что с ними было связано.
Суть этого аспекта – непримиримая борьба славянской и (любой!) неславянской теорий в деле дешифровки всего этруского.
Безапелляционная формула «Этруское – не читаемо!» существует и сегодня, но не на обывательской почве, а на самой что ни на есть «научной почве».
Единственно, что прояснилось более отчётливо, так это сама формула познания «этрускологов»:
« Этруское - не читаемо … по-русски!!!».
-----ХХХ-----
Сторонникам этой формулы мышления (и действий!) стало гораздо труднее, ибо появилось множество безупречных фактов славянской дешифровки и глубоко обоснованных теорий жизни и развития протославян-этрусков.
Но, упорства этим «специалистам» не занимать, ибо отрицают они всё.. на своих языках и в отношении чуждого им языка и народа, признание величия которого грозит им просто-напросто … их забвением.
Вот почему они так неустанно трудятся над реализацией забвения славянских корней этрусков.
В сфере «этрускологии» («этрускознания») в силу жёсткого нежелания врагов славянской версии происхождения этрусков и удивительно безвольной позиции славянофилов, не способных к сотворческому и коллективному труду (во благо чести родины и памяти великих предков) естественным образом появилось народное творчество обычных людей.
И это замечательный фактор, который свидетельствует о жизненной силе славянской мысли, живущей в народе.
Наш сайт публикует особые материалы в одной из рубрик, названной «Артефакты Реальности» и в рубрике «Тайны Алфавита».
Тематика проблем, связанная с «Этрусками», как раз такая - артефактная и алфавитная реальность.
Центральный парадокс всех этих проблем в том, что мы ЗНАЕМ множество вещественных и уникальных фактов жизни и деятельности загадочного народа этрусков, истоки которого, возможно, лежат за пределами 3700 лет тому назад, народа, внесшего огромный вклад в культуры всех народов Европы, НО … до сих пор мало что ПОНИМАЕМ!
У нас нет возможности проводить своё обобщение этрусской проблематики, но мы хотели бы привлечь к ней внимание всех, прежде всего неравнодушных, а также независимых исследователей. Даже тех, кто прежде был далёк от этой проблемы.
С этой целью, мы «забросили невод» в бурные воды Интернета, в воды «этрускознания» и … наловили там множество интересных фактов, гипотез, идей и парадоксов.
Этот наш «улов», слегка нами систематизированный, послужит, как мы надеемся, справкой, детонатором повышенного интереса и прологом к созидательным действиям русских исследователей.
Ибо это – действительно – Наше Дело!
Все прочие исследователи, способные к сотворчеству с русскими, естественно, приветствуются тоже.
Итак, читайте, дорогие соотечественники (где бы вы ни жили) и помните: «Этруски погибли, как уникальный и самобытный народ, прежде всего потому, что они не проявили должной сплочённости и солидарности в угрожающей ситуации. Они недооценили всей глубины духовных несовершенств, которые двигали поступками их открытых и скрытых врагов.
Враги же жадно брали всё, что плохо лежало, и очень быстро усилили свою мощь за счёт своих учителей - этрусков. Фактически их медленно сожрали «по одиночке», пережёвывая в ядовитом соку зоологической ненависти и системы житейских подлостей.
Этруски были, безусловно, умнее и чище своих завоевателей, но эти качества, как и излишнее самомнение, – отнюдь не являются ни панацеей, ни щитом против морального коварства и варварства истинных врагов.
И помните о том, что современная ситуация с Россией в точности повторяет сценарий гибели Этрусской Империи!
Не верьте!
Нас никак не желают видеть равными и сильными.
Это ложь, сознательно распространяемая для «анестезии» (и обмана) здравых чувств и инстинкта самосохранения русского народа.
Нас желают иметь только в качестве побеждённых, чтобы окончательно уничтожить или ассимилировать нас в недрах любых других народов, нас окружающих….
Нас желают видеть умирающих медленно, подобно последним этрускам, от малярии и вырождения в болотной жиже городского рва Рима, который предками этих же погибающих этрусков и был построен.
Этот прекрасный город Рим (по-русски - «Мир») с его дворцами и храмами, улицами, «римским» правом, могучей армией, роскошью и академиями…
Прекрасный Рим, с его удивительными системами канализации и водопроводом, которые, в последние дни жизни этрусков, изгнанных из Рима, вместо помощи … сливали нечистоты прямо на их головы…
Помните горький опыт предков!!!
А теперь посмотрите на наш «Интернет-улов».
(Все материалы цитируются по открытым источникам)
«Не надобно быть Русским: надобно только мыслить, чтобы с любопытством читать предания народа, который смелостью и мужеством снискал господство над седьмою частью мира, открыл страны, никому дотоль неизвестные, внёс их в общую систему Географии, Истории и просветил Божественною верою, без насилия, без злодейств, употреблённых другими ревнителями Христианства в Европе и в Америке, но единственно примером лучшаго».
//Николай Карамзин//
Не вам судьбы России разбирать!
Неясны вам её предназначенья!
Восток – её! К ней руки простирать
Не устают мильоны поколений.
//Фёдор Достоевский.//
Замалчиваемая история России:
ИСТОРИЧЕСКИМ КОРНЯМ РУСИ - МИЛЛИОНЫ ЛЕТ
1.997.994 до н.э.: на реке Лене обнаружено самое древнее поселение человека планеты Земля – «Диринг- Юрях»
22.994 до н.э.: сибиряки на Ангаре владели искусством.
15.994 до н.э.: сибиряки имели лунный и солнечный календари.
7000 до н.э.: древнейшие исторические письмена-летопись.
3.500 до н.э. год: Славянские Солнце-курганы на Северном Кавказе.
2.750 до н.э.: золотые и бронзовые изделия Славян найдены в курганах Ставрополья.
2500 до н.э.: Аркаим - древнейший город, культурный центр славян.
Этрурия – страна этрусков
Страна этрусков, располагавшаяся на берегу Тирренского моря, простиралась на восток до Апеннинского горного хребта. Северная граница Этрурии в конце 7 в. до н. э. доходила до реки По, а на юге захватывала Кампанью (Неаполитанскую область); с конца 6 в. до н. э. этруски занимали территорию нынешней Тосканы.
Этруски - древнейшая ветвь средиземноморских племен. Они дали начало Риму и его культуре. Но этрусские города-полисы были завоеваны Римом.
Эти города, или скорее княжества, как ни странно, не оказывали друг другу помощи в борьбе с Римом. Этрурия в целом была вначале намного сильнее Рима (к тому же сам "вечный город" был отстранен этрусками).
Но постепенно вся Этрурия попала под власть южного соседа. Римляне начали селиться на землях Этрурии, осуществляя демографический нажим. На последних землях, еще принадлежавших этрускам, разразилась эпидемия малярии.
Этруски владеют большими пространствами на суше и на море. На севере они занимают долину реки По, на юге - Кампанию. В сферу влияния попала и Корсика. Не только Тирренское, но и Адриатическое море обязано этрускам своим названием. Атрия - одна из колоний тусков.
Этруски поддерживали связи с сильнейшими державами, хорошо были знакомы с искусством восточных народов. Они входили в соприкосновение с греками, карфагенянами, египтянами и другими народами и многое у них перенимали, не теряя при этом самобытности.
Этруски устанавливали коммерческие связи и с более отдаленными районами, например с государством Урарту.
Могущество этрусков постоянно крепло и около середины VI века они захватили обширные плодородные земли в Кампании и в долине реки По, где создали свои колонии.
Процесс этнического формирования народа этрусков завершился, вероятно, к VIII—VII векам до н.э.
В VII веке на их территории уже находились многочисленные города-крепости, которые являлась политическими и экономическими центрами, образовавшими вместе с прилегающими землями города-государства, очень похожие на греческие полисы (города).
Во главе их вначале стояли цари, а с конца VI — начала V веков, с возвышения военно-жреческой знати, высшие должностные лица, избиравшиеся из местной знати.
Вероятно, уже в VII веке возникла конфедерация двенадцати городов- государств, в которую входили такие процветающие города, как Вейи, Тарквиния, Цере, Арриций и другие. Остальные, более мелкие города, находились в зависимости от них.
Рим не раз переходил во власть завоевателей. Согласно преданию, этрусская царская династия Тарквиниев правила в Риме с 616 по 509 гг. до н. э.
Этрусского происхождения был и шестой царь Древнего Рима Сервий Туллий (578- 534).
Этрусское влияний распространялось на всю Италию, особенно сильным оно было в Лациуме.
Этрусская конфедерация городов-государств, однако, как политическая система, оказалась и политически, и экономически непрочным образованием.
Из-за обычного соперничества олигархов — лукумонов, самих городов, расплывчатого политического курса, корыстных интересов, и такое положение осложнялось социальными противоречиями и сопротивлением со стороны населения зависимых областей. Усиливалась и активность внешних врагов.
Греки в 524 и 474 нанесли этрускам чувствительное поражение под Кумами, положив конец их морскому владычеству. Римляне прогнали с престола Тарквиниев, самниты вытеснили этрусков из Кампани, овладев в 423 году Капуей.
Паданские владения этрусков около 400 г. подверглись нашествию галлов. Отсутствие у этрусков военно-политического единства не могло не сказаться и на войнах с Римом, в ходе которых римляне один за другим занимали этрусские города.
В 396 году политически окрепший Рим нанес сокрушительный удар этрускам и взял город Веи, который был таким же сильным и процветающим, как Рим.
Римляне одерживали над этрусками одну победу за другой, и в результате присоединили к себе всю южную Этрурию.
С падением могущественного города Тарквиния (308) началось подчинение Римом себе средней и восточной Этрурии.
Теснимые римлянами и галлами, они не смогли сохранить свою самостоятельность. К 280 году в зависимость от Рима попала практически вся Этрурия, а этруски перешли на положение подвластных Риму союзников.
Они были настолько безоговорочно, рабски подчинены своему римскому завоевателю, что даже победы над Римом Ганнибала не побудили их к восстанию и сопротивлению.
Цивилизация этрусков зародилась в VIII-ом веке до н.э., просуществовала почти тысячу лет и господствовала почти над всей Италией, прежде чем была покорена Римом.
В эпоху их наивысшего могущества, ок. 75 вв. до н.э., этруски распространили свое влияние на значительную часть Апеннинского полуострова.
Повсюду главенство этрусков несло с собой материальное процветание, широкомасштабные инженерные проекты и достижения в сфере архитектуры.
Этрусков можно считать народом, принесшим в центральную и северную Италию городскую цивилизацию.
Город становился символом величия, славы и могущества этрусского племени. Городов-крепостей возникло много, но главных насчитывалось двенадцать. Каждый был силен, экономически самостоятелен. Каждый имел свое лицо.
Вейи, например, славились школой скульпторов, из которой вышли мастера, создавшие замечательные образцы этрусской скульптуры. Вейские ремесленники принимали участие в строительстве Капитолийского храма на Римском холме.
Что римляне заимствовали и чему научились у этрусков?
Согласно преданиям, этрусская династия правила в Риме с 616 по 509 год до н.э.
Проживающие в Риме этруски имели общественный вес даже во времена после изгнания Тарквиниев.
Римляне никогда не отрицали, что письменностью, культурой, многими религиозными обрядами и государственными институтами они обязаны этрускам. Культуру Этрурии римляне называли "величайшей". Сам город Рим основан этрусками.
Что именно дала Этрурия Риму?
Вот краткий перечень:
Ростр и якорь;
Театры;
Горное дело;
Керамику;
Металлообработку;
Искусство траволечения (медицину);
Мелиорационные знания и мостостроение;
Градостроение по территории Италии;
Искусство гадания;
Римляне заимствовали у этрусков:
Музыкальные инструменты (флейту и трубу);
Фасоны одежды и обуви, туники и пурпурные тоги;
Все знаки и материальную атрибутику высшей власти;
Двойной топор, например, как символ власти, по словам самих римлян, имел этрусское происхождение. Такие двойные топорики этруски помещали в гробницы вождей;
Ликторов;
Кресла - троны (из слоновой кости);
Оружие (этрусский щит, этрусское копье, этрусские доспехи) для всего Рим и Италии;
А также, впервые, стальные мечи
Подводные носовые тараны для римских военных судов;
Этруски научили римлян судостроению, и, главное, боевому искусству вождения кораблей, благодаря которому Риму удалось сокрушить могущество своего грозного соперника - Карфагена.
Сами же этруски при этом, благодаря своей дипломатии, были в дружественных отношениях с Карфагенской державой.
Античные авторы сообщают, что древнейшие произведения искусства Рима, такие, как знаменитая Капитолийская волчица, были созданы этрусскими скульпторами,
Первые римские храмы были построены этрусскими архитекторами, остальных они научили искусству архитектуры.
Римская триумфальная арка - не что иное, как городская арка этрусков.
Этруски научили римлян искусству димнации, которое римляне называли «этрусский знанием», гаданию, и прежде всего, гаданию по внутренностям животных.
От этрусков римляне переняли любовь к пиршествам и чувственным наслаждениям, умение «пустить пыль в глаза» своей роскошью. Ъ
Мюлештейн писал: "Этрурия - колыбель Рима. Рим - могила этрусков". Этрусские пророки смогли точно предсказать время гибели Этрурии.
Этруски научили римлян и прочим наукам и знаниям.
Известно, что римские цифры - это заимствованные римлянами этрусские цифры. Они хранят в себе тайны, по крайней мере 20–ти тысячелетий. Этрусская система счисления в ее древнейшей форме – это двадцатеричная система.
Относительно общественной жизни этрусков известно, что у них существовал класс свободных (раснес, откуда ещё одно из национальных названий этрусского народа - Разены). Был класс крепостных (этера), а также вольноотпущенников (лаутни).
"УЧИТЕЛИ УЧИТЕЛЕЙ ЕВРОПЫ"
Самые ранние надписи на этрусском языке датируются приблизительно 7 веком до нашей эры (до появления латинского алфавита).
Этруски (туски/тоски, тиррены/тирсены) – считаются (на Западе!) народом неизвестного происхождения с языком невыясненного родства.
Богатая культура этрусков – колыбель и фундамент будущей могущественной Римской империи. По мнению западных этрусковедов, этруски раньше жили в Эгеиде.
"Учитель, воспитай ученика".
Древних римлян называют учителями Западной Европы. Учителя же этих учителей - этруски.
Более двух тысяч лет назад (VIII - II вв. до н.э.) этруски владели значительной частью Апеннинского полуострова, воздвигали города и некрополи, своим богатством не уступавшие египетским пирамидам.
Этруски были хозяевами западных морей и безраздельно господствовали на "своем море" - Тирренском (поэтому греки называли этрусков "тирренами").
Этрускам принадлежат древнейшие на Апеннинском полуострове памятники письменности, и именно этрусское письмо легло в основу современного латинского алфавита, которым специфически пользуется добрая половина человечества.
Установлено, что основой письменности Рима является этрусский алфавит и письменность. При этом, никто, кроме этрусков, в период возникновения Рима буквенной письменностью не обладал.
Этруски интенсивно контактировали с финикийцами (Карфаген), которые, как известно, передали свой алфавит грекам.
Самый ранний известный в истории буквенный текст — инскрипция на "чаше Нестора", найден на территории проживания этрусков.
Алфавит Рима (латинский алфавит) — это (римский) вариант этрусского алфавита.
Первое литературное употребление термина "социум латины" появилось лишь более чем через пять веков после возникновения Рима и обозначало обычно неполных граждан республики.
Нет также никаких археологических данных, подтверждающих существование античного племени "латины", нет ничего, что можно было бы как-то с ними связать.
Широкие и массированные попытки найти какие-нибудь реальные доказательства существования племени "латинов" на территории Латия были предприняты еще раз во второй половине прошлого века. Но они вновь нужного результата не дали: в Латии было обнаружено еще несколько этрусских городов.
Язык, именуемый "латинским", сформировался в Римской республике через несколько веков после возникновения Рима в результате смешения нескольких языков. Подобное "латинское" название получил и небольшой аграрный регион Латий, что переводится с латинского языка как "расширение, окружающее".
Социально-правовой термин "латины" не был этническим и относился к любому жителю Римской республики, который не имел полного римского гражданства и не обладал всеми "римскими" правами.
Римлянин, например, не мог быть в рабстве у другого римлянина; в то же время римлянин мог иметь у себя раба из латинов.
Термины "римский" и "латинский" неэквивалентны, у них разное происхождение и разное содержание.
КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО, РЕЛИГИЯ
История жизни этрусков (от расцвета до заката0 – печальна.
Древнейший из народов Италии, давший ей письменность, искусство градостроительства, математику, медицину и многое другое, вымер….
Религиозное учение этрусков было изложено в их священных книгах, которые римляне перевели и сделали своими учебниками и наставлениями.
Дионис - Вакх... и другие божества. Римский пантеон богов, несомненно, складывался под этрусским влиянием.
Этрурия, "мать и родительница суеверий", создала также весьма сложную систему гаданий, которая должна была дать человеку возможность узнать волю богов и избежать несчастья.
Правила гадания, позднее усвоенные в Риме, назывались там "этрусская наука".
Гадали по внутренностям жертвенных животных, особенно по печени, ведь по этрусским верованиям, принесенным с Востока, каждой из 40 частей, на которые древние делили небо, соответствует определенная часть печени, поэтому для гаданий изготавливали модели печени с делением на 40 частей.
Так, в Пьяченце найдена в 1877 г. бронзовая модель печени, аналогичная тем, что встречаются при раскопках в Малой Азии и Месопотамии. Сохранились тексты с описанием правил гадания по молниям, ритуалов, которые необходимо соблюдать при основании города, и т.п.
В этруском обществе существовали большие жреческие коллегии, две основные из которых назывались гаруспиками и авгурами. Вся жизнь этрусков была ритуализирована жрецами, которые руководили праздниками и церемониями, трактовали волю богов и проводили их умилостивление.
Священнослужители пользовались значительной властью и влиянием на дела государства.
Этрусские жрецы достаточно успешно занимались медициной. Они знали целебные свойства источников и многих растений. Теофраст, греческий ученый, живший в IV-III вв. до н.э., в сочинении о растениях пишет: "...Эсхил говорит в своих элегиях, что народ этрусков - это народ, знающий лекарства".
Римский историк Марциан Капелла подтверждает это мнение: "Этрурия, прославленная открытием лекарств".
Этруски считались хорошими стоматолагами. В этрусских гробницах найдены зубные протезы, два из которых (сегодня) экспонируются в музее города Ливерпуля.
Священные книги этрусков были трех родов.
В книгах первой категории описывались техники гадания по внутренностям жертвенных животных - гаруспика, и связывались они с учением Тагеса - "Libri haruspicini".
А в книгах, связанных с учением о нимфе Вегойи, приводилось описание гадания по молниям - "Теория молний" - "Libri fulgurales"; там же содержались и рациональные сведения о небе и небесных телах.
Во вторую категорию входили книги, где говорилось о том, как закладывать города, строить храмы, как управлять государством, об организации племен, курий, армии и суда - "Libri rituales" (Serv. Aen., VI, 72).
В третью категорию входили книги о мертвых, рассказывающие о смерти и посмертной жизни - "Libri acheruntici", а так же книги о предзнаменованиях и судьбах - "Libri fatales".
О существовании у этрусков книги предсказаний говорит несколько интересных фактов. Вергилий, знакомый с этрусскими священными книгами, в IV эклоге "Энеиды" указывает на наступление нового века, в связи с рождением младенца - божественного отпрыска.
В книгах третьей категории, по свидетельству античных авторов, кроме того, излагались взгляды о сотворении Мира и его судьбе.
Кроме того, у этрусских, а потом и римских жрецов, существовала еще одна разновидность книг "Ostentario" - "Собрание чудес".
Отметим различный подход к чуду у римлян и этрусков. Упорядоченная жизнь Рима выработала отношение к любому чудесному явлению, как к чему-то угрожающему. У этрусков чудо могло нести в себе как положительное, так и отрицательное предзнаменование.
В системе религиозной власти и иерархии важное место занимали «гаруспики».
Коллегия гаруспиков формировалась из аристократических семей и пользовалась многими привилегиями и большой властью, так как к гаруспикам часто обращались за гаданиями, как к оракулам.
Предсказания гаруспика считались настолько важными, что когда один из них по полету кометы предсказал конец этрусской цивилизации, его предсказание было воспринято как непреложная истина.
В связи с этим прорицанием уточним, что столь существенные пророчества рассматривались всей коллегией жрецов. Трактовка полета кометы - это не мнение одного человека, пусть очень уважаемого, а коллективное решение целой коллегии.
Многочисленные археологические раскопки дополнили наши знания о высоком мастерстве этрусских умельцев. Установлено, что изделия этрусских ремесленников славились даже в Афинах
Практически все наши старые традиции восходят к традициям этрусков, включая Масленицу (этрусский праздник Весны) и традицию украшать яйца. Яйцо было весьма почитаемым объектом у этрусков.
Одним из самых выдающихся, жизненно важных достижений этрусков было приручение ими дикой курицы ("рустик птицы").
Изображение "рустик птицы" можно найти на этрусских вазах, иногда вместе с пятиконечной звездой. Небольшие сосуды для чернил также делались в форме рустик-птицы и украшались алфавитом.
Вся этрусская система счисления в ее древнейшей форме – это двадцатеричная система.
Первый календарь этрусков имел 10 месяцев и начинался с марта, первый день месяца назывался календой. Январь и февраль были добавлены в календарь позже. Названия первых месяцев происходили от имен античных богов этрусков.
Например, название месяца июнь дано в честь этрусской богини Юно, знаменитый храм которой был возведен в старинном этрусском городе Валерии. Названия последних 5 месяцев повторяют наименования цифр от 6 до 10. Этим объясняется то, почему последний месяц, декабрь, означает не "двенадцатый", а "десятый".
Названия шестого и седьмого месяцев были позднее замены Юлием Цезарем и их первым императором Августом.
Число «12»
Число 12 этруски почитали одним из самых важных. В их пантеоне было 12 советующихся богов, в их стране существовало 12 главных городов-государств, объединявшихся в духовный союз. Каждый год правители избирали главу союза, а во время военных походов передавали ему свои 12 топоров-секир, поручая общее командование. Заселяя новые земли, например, в Кампании или долине Пада, этруски везде образовывали союзы 12 городов.
Человеческая жизнь делилась на 12 семилетних циклов недель. Каждая такая неделя приносила человеку новые возможности, ставила перед ним особые задачи; он получал дары от богов и мог обращаться к небожителям с просьбами.
Когда заканчивался десятый цикл и человеку исполнялось 70 лет, он утрачивал право просить и получать от богов что бы то ни было. В конце 12-й недели, в 84 года, люди выходили из своего духа, и им уже не нужны были знаки.
Те же самые циклы, но более длительные, определяли жизнь городов, государств и целого человечества. Этруски, как и очень многие древние народы верили, что человек и его судьба, как и судьба любого народа, тесно связаны с ритмами космоса и что надо всем властвует единый закон циклов. Он дает обновление через смерть, которая в действительности есть возвращение к истокам.
Жизнь для этрусков была коротким мгновением по сравнению с вечностью, которой человек принадлежал и к которой возвращался.
Символическим выражением этих представлений было и то, что свои жилища и даже храмы этот древний народ строил из быстроразрушающихся материалов, а гробницы из каменных блоков, переживших тысячелетия.
А. Кривошеина, И. Бузукашвили "Загадочные дети Этрурии". Журнал "Новый Акрополь", 7, 2005 "http://www.newacropolis.ru/"
Известно, что римские цифры - это заимствованные римлянами этрусские цифры. Они хранят в себе тайны по крайней мере 20 тысячелетий. Во многих пещерах кроманьонской эпохи обнаружены отпечатки рук с "отрезанными пальцами".
Специалисты связывают это с магическими обрядами левой и правой руки. Но это не так. Никто не отрезал пальцев в этом "обряде", потому что следы раскрытых ладоней служили кроманьонцам цифрами - первыми цифрами в истории человека и человечества.
И эти первые цифры очень похожи на римские цифры, доныне украшающие циферблаты современных часов или страницы монографий.
Есть версия, что кроманьонцы могли красить те или иные пальцы рук, и отпечаток означал (например): столько-то соплеменников погибло на охоте.
Число «20»
Число "двадцать" звучит по-этрусски так: "зачром", "за чиром". Чир, чира - черта, и в этой форме слово это до нашего века широко употреблялось в народных русских играх, где оно означало некоторый предел, грань.
Что за предел имели в виду этруски, говоря "за чиром"?
Это выясняется, стоит лишь правильно "озвучить" числительные 16, 17, 18, 19. Они образуются у этрусков вычитанием соответственно 4, 3, 2, 1 от 20.
Так, семнадцать по-этрусски означает три за чертой, восемнадцать - два за чертой. Это подтверждает двадцатеричный характер этрусской системы счисления по крайней мере в ее древнейшей форме.
Однако и числа первого десятка читаются этрускологами не точно. Между тем слова, означающие эти числа, не только наделены вполне конкретным смыслом, но и имеют точный эквивалент в современном русском.
Так, цифре 2 соответствует слово "жал", буквально "жало", "раздвоение". "Три" по-этрусски звучит так: "ци".
Именно этому этрусскому числительному обязано русское слово "цыплечок". Оно означает в буквальном переводе: "трехпалый". Есть версия, что и украинское слово "цибуля" того же корня, означает "три боли" (от лука болит горло, глаза, нос).
Сходно звучит и итальянское "чиполло" - луковица. Этрусская четверка - "са" осталась в русском языке, например, в числительном "сорок". При этом корень "са" перешел в соответствии со славянским нажимом на О в "со".
Но что означает вторая часть "сорока"? Рок. Или, как удобнее произносить, рук. Перевод не требуется. Сорок - это дословно "четверо рук", четыре раза по две руки, сорок пальцев.
Следующее число пять.
У этрусков оно звучало так: мах. Почему? Ответ прост: на руке пять пальцев, русское слово "мах" означает именно действие, производимое одной рукой. Со всего маху, с маху, одним махом.
Эти исконные русские выражения и многие пословицы и поговорки используют именно этруское числительное "пять". Это может являться еще одним аргументом в пользу в близости русского и этрусского языков.
И все же можно было бы возразить: если действительно "чир" означает черту, предел, то важно знать, с какой стороны от черты, справа или слева, располагаются этрусские числа меньше двадцати.
В самом деле, черта, предел названы, а точности вроде бы нет. Так, может быть, "чир" вовсе не черта?
Этрусские мудрецы лишь один раз точно указали направление отсчета от двадцати. И сделали они это в ближайшем к "чиру" числе - в девятнадцати.
Вот как звучит по-этруски девятнадцать: "чо нем за чром". Это означает буквально следующее: "единицы нет за чертой". Действительно, числу девятнадцать не хватает именно единицы, чтобы получилось двадцать.
Из этого следуют два важных вывода.
Во-первых, этруская система счисления построена именно так, как об этом рассказано выше.
Во-вторых, само число девятнадцать дает нам еще одно этрусское слово, которого не найти в словарях лингвистов.
"Нем" - нет. Собственно, слово это почти не требует перевода и пояснений. Ведь по-украински оно звучит так и до сего дня (если не считать окончания): "нема" означает "нет".
И в заключение фрагмента о числах вспомним об этрусской единице. Произносилось это так - "че:" ("чо").
Именно она, этруская единица, дала начало стольким русским словам, что и перечислить их здесь невозможно.
Счет, считать, читать, учет, чохом, чета - это лишь некоторые из них. И во всех этих словах либо подчеркивается элемент единства, либо указывается, что действие (счет) начинается с единицы.
Еще раз повторим: не может быть никаких сомнений в закономерности перехода к христианству, но в историческом плане предыстория славян — языческая, и в самой высокой степени развитая.
Известны факты, говорящие о том, что несохранение манускриптов этрусков, древних славян в прошлом не всегда было результатом стихийных бедствий.
Тревожно то, что некоторые этруские инскрипции утеряны
уже в наше время.
Расшифровки загадочного Фестского диска
Вот одна из первых дешифровок:
"О, велик костер!
Я с тобой Зло и беды отведу.
О, велик, остер Разум мой!
Обрету с тобой беду...
Угли от костра В груду я сгребу
И промыслю, и пойму:
Догорает гарь Горе
Ум свой шаткий навострю.
Догорает гарь Горе
Память обращу я вспять.
Догорает гарь Горе
Ум свой шаткий навострю
Время В этой гари я узрю.
Ох, как тяжело!
Совесть, тлевшая во мне,
Словно тот костер
Пробуждается в огне."
Болгарский академик Владимир Георгиев нашел в тексте диска "краткую историческую хронику", а московский историк А. Молчанов назвал фестский документ "самой древней в Европе надписью, посвященной историческим событиям".
Еще в 1948 году диск был прочтен как поэтическая молитва, только не на греческом, а на одном из семитских языков.
Текст зазвучал поистине красиво и достойно цитаты:
Высшее - это божество, звезда могущественных тронов.
Высшее - это нежность утешительных слов.
Высшее - это изрекающий пророчества.
Высшее - это белок яйца.
А вот ещё одна дешифровка Фестского диска:
Будем опять жить.
Будет служение Богу.
РОСИЮНИЯ чарует очи.
Никуда от нее не денешься, не излечишься.
Ни единожды услышим мы:
вы чьи будете, росичи, что для вас почести,
в кудрях шлемы; разговоры о вас.
Не забудем Ее мы, в этом мире божьем.
Но, всё это – далеко не единственные варианты дешифровки…
Использованные источники информации:
Из книги:Бореев Г.А. "История гуманоидных цивилизаций Земли".
Москва: ГИПЕРБОРЕЯ, 2004.Информацию об этой книгесмотрите
"ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА"
И. Шрабштейн "Шахматы через века" Журнал Новый акрополь, 2, 2003г. ,
Т. Красильникова, М. Ладыгин. "Здесь жили Этруски". Журнал Человек без границ
С. Лихачева. "Кто такие этруски?" Журнал Мир чудес, сентябрь, 2003г.
,
"РИМ".
"ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ПРОРОКИ" Вия Аурелия - вдоль Этруского побережья".
"Вия Ардеатина - сквозь места святых и мучеников".
Ключников С.Ю. "Симфония Агни Йоги (индекс словарь-путеводитель)", книга 1.
"EsoLib" – Библиотека эзотерической литературы 7. "Этруски. Цивилизация".
Сайт Касумо
ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ" Сайт "Энциклопедия искусства" ,
Сайт турфирмы "Яндис"
"Этруски народ, повлиявший на Европу" ,
Н. Обнорский. "Этрурия" Культура в Вологодской области - областной web-портал культуры
"Этруски: мир с комфортом - статьи в женском клубе GirlClub.ru"
В.Щербаков "Тайны этрусков рассеиваются" (Журнал "Чудеса и приключения", 1995 г.) Сайт "Славянское Язычество и Русская Правда"
Т. Моммзен. "История Рима". СПб.; НАУКА, ЮВЕНТА, 1997. Книга I. Глава IX. "Этруски".
"ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА"
В. Щербаков. "Все об Атлантиде". М., 1990. Домашняя страничка Казакова Андрея
Алферова М.В. "История Древнего Рима". - СПб., Изд. Дом "Литера", 2002
Ю.Б.Циркин. Четвертая эклога Вергилия. Античное общество - IV: Власть и общество в античности. Материалы международной конференции антиковедов, проводившейся 5-7 марта 2001 г. на историческом факультете СПбГУ. СПб., 2001.
А.И. Немировский. "Этруская мифология"
Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 томах. Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1982.Т. II, с. 672674. 20. Тагес.
Тит Ливий. История Рима от основания города. Примечания к книге X.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА" 22. А. Кривошеина, И. Бузукашвили. "Загадочные дети Этрурии" Журнал "Новый Акрополь", 7, 2005
Л. Лесовская. "Таг - учитель и провидец" Газета "Мир увлечений - Загадки цивилизаций", 10, 2006.
ЭТРУСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ". Энциклопедия Кругосвет.
Тагет Большой Энциклопедический Словарь
Н.Н. Бритова, Н.М. Лосева, Н.А. Сидорова. Римский скульптурный портрет.
"ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА" Реферат "Опыт реконструкции индоевропейской космологической традиции"
Иванов А.М. "Голос в пустыне". Москва, 2005. Велесова Слобода - русский интеллектуально-познавательный ресурс ,