Числонавтика — Принцип центра в архе-архитектуре

Принцип центра в архе-архитектуре Автор В. Н. Зуевская    14.03.2010 г.

http://www. numbernautics.ru

© В. Н. Зуевская

Принцип центра в архе-архитектуре

Принцип центра — это один из основных всеобъемлющих космических законов, присущих материи, символ потенциальной возможности, которая присутствует в неживой и живой природе.

Все зародыши развиваются из одного и того же неистощимого источника, из него реализуют свои функции клетки, даже атом не обходится без своего ядра, своего солнечного центра, вокруг которого располагаются его частицы. То же самое происходит и в необъятном космическом пространстве…

-----ХХХ-----

Рис.2

Являясь неотъемлемым свойством человеческого сознания (точнее, коллективного бессознательного) принцип центра непрерывно проявлялся в наиболее выраженной форме в языческих ритуалах, искусстве и, наиболее ярко — в архаичной архитектуре.

Рис.3

Интуитивно ощущая целостность и стремясь к ней, первобытный человек использует это во всём, что он делает.

Стремление к ней пребывает во всём, что он создаёт. В его жилищах — и примером тому «примитивная» культура архаичного мира — есть особое место, алтарь, огонь, камень, которое является центром не только дома или жилища, но и всего космоса.

Рис.4

Иерархия первобытного общества нашла своё материальное отражение в плане семейной усадьбы (Рис.5), где роль вождя, главы семьи акцентируется её центральным расположением.

Рис.5

Здесь мы имеем дело с тем, что называется «сакральным принципом» или сакральной стадией сознания.

Друиды древней Англии, жившие на её территории до прихода римлян, создали монументальное сооружение – Стоунхендж (Рис.6).

Рис.6

Как теперь установлено, Стоунхендж — это не только колоссальная мегалитическая конструкция, служащая напоминанием о некой первоначальной концепции солнечных и жизненных сил, и не просто языческое капище для совершения определённых ритуалов.

Стоунхендж  был также и пространственным выражением, материальным воплощением знаний, систематизированных друидами, так как служил календарём и астрономическим прибором. (Рис 7).

Рис 7. Стоунхендж, как обсерватория.

Каждое определённое место, форма и традиция развиваются своим собственным уникальным способом, в согласии с моделями вечно развивающейся природы.

Природная сила славянского язычества определяла понимание пространства, как открытого круга (Рис.8), святилища, кургана, строение мира как трёхъярусной структуры, где в центре помещались идолы.

Рис.8

Организацию быта также строилась, как система символических знаков. При этом, собственно славянское, в этих системах одновременно могло быть, а подчас и было индоевропейским.

Примером тому могут служить раскопки (Рис.9) древнего города Аркаима.

Рис.9

 …"Архитектура Аркаима ничуть не менее сложна, чем архитектура Крита.  Аркаим — это XVIII век до н.э. Это современники Крито-Микенской цивилизации, это среднее царство Египта, в общем, это очень далёкая древность (Рис.10)…

Рис.10

И, безусловно, это индоевропейская, одна из древнейших индоевропейских цивилизаций.

Вероятно, более конкретно, это одно из звеньев индоиранской древней культуры, существующей и сегодня (Рис.11). И конечно, это та среда, то мгновение, о котором говорят, как об арийской культуре.

Рис.11

Это арии, с их корнями, с их культурой. И это, безусловно, мир Авесты, мир Вед, то есть мир древнейших пластов индийских и иранских источников (Рис.12).

Рис.12

Причём, это очень глубокие пласты, самые-самые древние корни, т.е. это Первоначало, исток европейской философии и культуры".

Рис. 13. Аэрофотоснимок Аркаима.

Аркаим являлся не только городом, но ещё и храмом (Рис.13), и астрономической обсерваторией!

Он имел форму круга, наружным диаметром около 160 метров. Окружал его 2-х метровый обводной ров, заполнявшийся водой. Внешняя стена очень массивная. При высоте 5,5 м она имела пятиметровую ширину.

В стене было обозначено четыре входа.

Рис.14

Самый большой — юго-западный, остальные три — поменьше, расположенные на противоположных сторонах.

Войдя в город, мы попадаем на единственную кольцевую улицу, шириной около 5 метров, отделявшую примыкающие к внешней стене жилища от внутреннего кольца стен.

Все жилища, примыкавшие к внешней стене, словно дольки лимона, имели выходы на главную улицу. Всего жилищ внешнего круга было обнаружено 35.

Далее мы видим загадочное кольцо внутренней стены.

Эта стена была ещё массивнее внешней.

При ширине 3 метра она достигала 7-ми метровой высоты. По данным раскопок, эта стена не имеет прохода, кроме небольшого разрыва на юго-востоке.

Таким образом, 25 внутренних жилищ, идентичных жилищам внешнего круга, являются практически изолированными (от всех остальных) высокой и толстой стеной (см. схему на Рис.17).

Рис.17.

Чтобы подойти к маленькому узкому входу во внутреннее кольцо, нужно было пройти по всей длине кольцевой улицы.

Это преследовало не только оборонительную цель, но и имело некий скрытый смысл. Входящему в город нужно было пройти тот же путь, который проходит Солнце.

По всей видимости, в хорошо защищённом внутреннем круге (Рис.19) находились те, кто обладал чем-то, что не следовало показывать даже своим, живущим во внешнем круге, не говоря уже о внешних пришельцах и наблюдателях.

Рис. 19. Схема Аркаима.

И, наконец, венчает Аркаим центральная площадь почти квадратной формы, примерно 25 на 27 метров (см. Рис.17). Судя по остаткам костров, расположенных в определённом порядке, это была площадь для совершения неких таинств.

Таким образом, схематично мы в структурной схеме Аркаима мы можем увидеть … облик  Мандалы: квадрата, вписанного в круг.

Рис.21

В древних космогонических текстах Круг символизирует Вселенную, а квадрат — Землю, наш материальный мир.

Древний человек, прекрасно чувствовавший устройство Космоса, ощущал его гармоничное и естественное устроение.

Примерно так, как это понимали и отображади древние египтяне (Рис.22).

Рис.22

И поэтому при строительстве города наши древние предки бы заново создавали Вселенную в миниатюре. //М, Зяблов «Великая тайна Аркаима», этико-философский журнал "Грани эпохи" / № 9 весна 2002 г. публ. от 22.03.2002//.

Это подтверждает гипотезу, что Мандала (Рис.23), имеющая, вероятно, свои истоки в принципе архаичного счёта (точнее – в нумерологии) являлась (и является до сих пор) основой Плана создания модели Вселенной на Земле. В виде языческого храма, пирамиды, или иного другого сакрального объекта.

Рис. 23

Центр, как место пребывания сакрального объекта, расположен внутри квадрата «Земли», или «дворца внутреннего Бытия», вписанного в одну или несколько окружностей, каждая из которых символизирует Вселенную, либо определённую стадию проникновения (или уровень сознания).

На Рис. 24 показана схема нумерологической

цифровой картины таблицы умножения Пифагора,

структурный прообраз которой, по идее автора,

в точности соответствует структурному устройству Мандалы,

лежит в основе всех Мандал (подобно Рис.43, ниже).

Рис.24

Очевидна аналогия строения прообраза Мандалы и с Планом ступенчатых пирамид культуры Майя (Рис 25).

Рис.25

Например, 9-ти ступенчатая пирамида Майя в г. Чичен-Ица.

Девять ступеней (этажей) соответствуют девяти уровням (9 - символ полноты) восхождения к центру (т.е. к сакральному объекту на вершине пирамиды)

Здесь мы видим тот же «Принцип центра», реализованный в  расположении сакрального, культового объекта на вершине пирамиды, в центре, к которому с четырёх сторон света ведут лестницы, расположенные строго симметрично относительно квадратного основания пирамиды (Рис.26).

Рис. 26

Причём, восхождение по этим крутым лестницам  являлось своего рода магическим обрядом (языческой мистерией), связанной с культом весеннего, осеннего, зимнего и летнего солнцестояния, а также (по уверениям некоторых исследователей) и с жестокими человеческими жертвоприношениями (Рис.27, 28).

Рис.27

В ступенчатых пирамидах народа Майя мы видим тот же принцип совмещения функций культового и астрономического объекта, что и в Стоунхендже или в  Аркаиме.

Рис.28

“Пирамида Кукулькана-Кецалькоатля, несомненно, была сердцем и центром майянско-тольтекской столицы.

 Опять – 9-ти ступенчатая пирамида и вновь - квадратное основание. На вершину ведут четыре лестницы, окаймлённые баллюстрадой, которая на первом этаже начинается с прекрасно выполненной змеиной головы (Рис.29) и в виде змеиного тела продолжается до самого верхнего этажа пирамиды.

Рис.29

На каждой из 4-х лестниц по 91 ступени., которые означают дни в одном из сезонов года.

Если 91умножить на 4, то получим число 364.

А где же 365-я ступень - последний день года? Она находится на самой вершине пирамиды, перед святилищем Кукулькана-Кецалькоатля.

Однако, подсчётом дней года (через ступени) сходство пирамиды с календарём не ограничивается. Люди  времён “Пернатого змея” обозначили календарные метки и на стенах пирамиды.

Каждая из четырёх стен пирамиды разделена лестницей на две половины.

Если учесть, что в пирамиде 9 уступов, то 9 половинок, помноженных на 2, дают нам число 18.

Отсюда следует, что 365-дневный год, воплощённый в этой пирамиде, имеет 18 месяцев. А сама пирамида “Пернатого змея” показывает собою и соответствующий год индейского календаря.

Рис.30

Однако, тольтеки привнесли в майяскую астрономию ещё и другой календарь — связанный с циклом (?!) года Венеры, а отсюда с новым элементом — наивысшим календарным циклом, длящимся ровно 52 раза (по 365 дней).

Для жрецов майя этот высший цикл был удобен ещё тем, что он включал в себя (не теряя ни одного года) ещё и священный Цолькин (Рис.31)..

Рис.31

Семьдесят три цикла священной системы счёта - Цолькина составляют ровно 52 года, то есть один «тольтекский цикл».

И вот именно эту свою высшую календарную единицу строители пирамиды непосредственно «вписали» в стены святилища (на вершине пирамиды).

Поэтому каждую стену святилища (Рис.32) украшает ровно 52 каменные барельефа.

Но, если поверхность пирамиды как бы «отдана» календарю, то сама она посвящена “Пернатому змею”.

Рис.32

В собственно храм, расположенный на вершине пирамиды, вход имеется только с северной стороны, и вход этот украшают колонны в виде змеиных тел.

Когда археологи только начали обследовать пирамиду, они установили, что под верхним покровом сооружения скрывается ещё одна 9-ступенчатая пирамида, размерами чуть поменьше (Рис.30).

Внутри этой пирамиды тоже находится святилище. А в его центре стоит изумительный каменный трон, изображающий ягуара (Рис.33).

Рис.33

Каменное тело могучего зверя покрыто рыжей краской.

Семьдесят три нефритовых диска имитируют пятна на шкуре каменного ягуара. Из нефрита сделаны и широко раскрытые глаза хищника.

Для кого же индейские мастера создали этот великолепный трон, подобного которому нет в индейской Америке?

Безусловно, для “Пернатого змея” (или кого-либо из его приемников), которые правили Чичен-Ицей до последнего дня существования этого майякско-тольтекского города. //” М. Стингл. «Тайны индейских пирамид», Москва, “Прогресс”, глава «Пирамида Кукулькана», стр. 119, 1982г.

Принцип проектирования храмов в Индо-буддийской культуре, тоже основан на исследуемой здесь Мандале. И этим объясняются общие методологические принципы организации архитектурного пространства сакральных и религиозных объектов. В их числе:

 —  квадратное основание (символ Земли);

---  строгая ориентация по сторонам света;

---  купол, как символ неба (Вселенной);

Часто храмы посвящались солнцу и языческие обряда были взаимоувязаны с днями весеннего и осеннего солнцестояния.

Рис.34

«В конце 1 тысячелетия до нашей эры государственной религией в Индии был объявлен Буддизм (Рис.34), распространившийся из Индии по всему полуострову Индостан, попал на Цейлон, в Индонезию и дальше в Китай, Японию, Тибет

Формы буддийских храмов в разных странах со временем видоизменялись

Вначале это была простая полусфера древней ступы в Санчи (Рис.35).

Рис.35

Затем эта форма сменилась в храме Борободур на острове Ява (Индонезия) колокообразными святилищами, в каждом из которых как под колпаком, хранилась статуя Будды (Рис.36).

Рис.36

 Борободур (см. Рис.38) — это гигантский храмовый комплекс, построенный около 800 года нашей эры.

Рис.37

Это один из самых впечатляющих архитектурных памятников мира.

Его строители попытались воспроизвести на земле образ легендарной горы Меру – извечного Центра Мира.

По древнеиндийским представлениям Борободур построен на холме, с опорой на его склоны, и представляет собой огромную ступенчатую пирамиду высотой до 34 метров, которая (по некоторым оценкам) состоит из более чем 55 000 кубических метров каменных материалов.

Рис. 37а. Храм Борободур.

Квадратное многоступенчатое основание храма воспроизводит в своей форме  буддийскую модель мира - Мандалу, где Небо и Земля объединены.

Над нижней, гладкой ступенью, возвышается 5 (пять) квадратных террас, окружённых высокими балюстрадами, символизирующими Землю (Рис.38).

Рис.38

 Три круглые, самые верхние ступени, символизируют собой Небо

На верхних круглых ступенях, в строгом порядке располагаются 72 ступы (дагобы), имеющие форму колоколов с решётчатыми стенками.

А за этими стенками колоколов  скрываются статуи Будды, которые символизирующие цифру «9» (девятку), то есть «ПОЛНОТУ», ибо здесь нумерологическая сумма  72 = (7+2) = 9.

Рис.39

В центре верхней ступени находится главное святилище (Рис.39) — полая «ступа» диаметром 15 метров, символизирующая высшую цель всего буддизма, а именно - нирвану, духовную свободу.

Таким образом, весь комплекс олицетворяет само Небо и Восхождение, которое происходит постепенно, от мира земного к миру духовному.

К вершине храма ведут крутые лестницы (Рис.38), посередине. С каждой из четырёх сторон, как и на ступенчатых пирамидах Майя.

Поднимаясь по ступеням пирамиды вверх, приходится обходить всю террасу, причём поворачивать на этом пути можно только налево, так как это … спиральная терраса.

По пути наверх, длина которого целых 5 км, паломники совершают священное восхождение к Истине, в Пути их сопровождают рассказы из жизни Будды, а также иллюстрации к его Учению и важные, жизненные бытовые сцены, выполненные в раскрашенном каменном рельефе.

Таких рельефов в Борободуре около 1500 (см. Рис. 40)

Рис.40

Это поистине грандиозная каменная книга Буддизма (см. «Шедевры архитектуры" New Media Generation»).

Каждое определённое сакральное место, форма и традиция разных народов развивает своим собственным уникальным способом, но очевидно и определённое единство принципов проектирования храмовых сооружений.

И в Индо-Буддийской культуре, и культуре Ариев, и в культуре Друидов и Майя, основанное на общих представлениях о… строении Вселенной, что выражено в символике Мандалы, явившейся, вероятно, единой основой для проектирования столь разных (во времени и в пространстве) архаичных культовых сооружений.

Рис.41

И даже сами религиозные обряды имеют определённое сходство в вышеперечисленных культурах: в их основе всегда лежит принцип центра и они часто взаимоувязаны с днями солнцеворота и осеннего и зимнего солнцестояния, отмеченными мистериями с длинными восхождениями к культовому объекту, расположенному в центре культового здания или сооружения (Рис. 41 или Рис. 42).

Рис.42 (Принцип Центра)

Чем же объясняется это сходство?

С духовной точки зрения сходство мистерий объясняется, в частности, взглядом христианской Церкви на язычество, выраженным в словах апостола Павла:

… «Они заменили истину ложью и стали поклоняться твари вместо Творца», заменив Творца (который есть Дух), материальным, сакральным объектом, помещённым в геометрическом центре культового здания или сооружения. Этим подчёркивалась особая роль и ценность культового объекта как «центра Земли и всей Вселенной» …

Рис.43

Расположение сакрального объекта в центре сооружения, совмещающего в себе центр как Земли, так и Вселенной, и являющегося «Мировой осью», являлось, по сути, магическим действом, подразумевающим вращение всего «тварного мира» вокруг этой оси и собирающем и концентрирующим в себе все энергии этого проявленного мира (Рис.43).

Рис.44

Но, мировоззрение древних, выраженное в языческих ритуалах, искусстве и в архаичной архитектуре, не обладало главным — Духом.

Точнее, понятием человеческой личности, ценностью человеческой Души, которая дороже, чем вся «тварная» Вселенная.

Как известно, этим качеством не обладала и античная классика.

Древний мир признавал только гражданина; лицо, как таковое, для него не существовало (Рис.45).

Рис.45

Понятие Личности, её ценности складывается позже,  в Средневековье. Христианство, оно «не от мира сего», в нём Дух преобладает над материальным, а посему понятие центра в архитектуре культовых зданий (времён христианства) уже … не совпадает с его геометрическим месторасположением.

Центр, в христианских сакральных объектах, находится там, где находится Душа, сердце человека (или всего сообщества людей).

В избе — это «красный угол» с иконами, в деревне — церковь, возвышающаяся часто на высоком берегу реки и доминирующая над всеми другими постройками (Рис. 46).

Рис.46

В городе — это соборная площадь (Рис. 47) с главным городским собором или храмом.

Рис 47

Принцип центра в христианской культуре наиболее ярко выражен в форме креста или круга (Рис.48).

Рис.48

Средневековые христианские символы не являются просто произведениями искусства, и воспринимать их следует в связи с теми сокровенными явлениями (большего масштаба), которые они помогают выразить или … украсить.

Греческие и византийские храмы строились строго в форме креста с куполами в центре (Рис.49).

Рис.49

Большинство церквей (в отличие от языческих храмов) было ориентировано прямо на восток, к восходу солнца и воскрешению.

 Апогей духовности, достигнутый человечеством во времена расцвета христианства в Европе и в России, выразился в прекрасных памятниках архитектуры того времени (Рис.50), но эта тема для особого разговора.

Рис.50

Зуевская Вера Николаевна

Последнее обновление ( 14.03.2010 г. )   © 2010 Числонавтика

Яндекс.Метрика


  © Числонавтика портал
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6

Сайты партнёров:
"