Метаморфозы исторических чисел Автор Владимир Вишнев 30.10.2008 г.
Владимир Вишнев
http://numbernautics.ru
Метаморфозы исторических чисел
Авторское название статьи «Странные даты»
… В произведениях художников странные цифры и даты зачастую соседствуют с вполне нормальными цифрами и датами на картинах, гравюрах и рисунках тех же художников, написанных в том же году. Но, если расставить иллюстрации соответственно времени создания произведений искусства, нередко после нормальных цифр и дат художник вновь возвращается к странным цифрам. Смысловое содержание статьи:Гипотеза А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского о происхождении арабских цифр. Древнерусский бог Семаргл и цифра "семь". "Странные" цифры на картинах художников. Эволюция арабских цифр в средневековой Европе. О системах счисления. Выдержки из коллекции изображений цифр на картинах, гравюрах и рисунках художников XIV – XVII веков.
Публикуется с разрешения
редакции электронного альманаха
Арт&Факт № 3(7), 2007
«Странные даты на картинах художников XIV – XVII веков»
Гипотеза А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского
о происхождении арабских цифр.
Один из разделов Новой хронологии посвящен происхождению современных цифр. Основная идея А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского в том, что современные арабские цифры произошли из славяно-греческих букв-цифр в XV – XVI веках Нашей Эры. В книге "Новая хронология Руси, Англии и Рима" (М: Издательство "АНВИК", 1999, глава 45) [1] приведены и обоснованы доводы в пользу этой гипотезы. Сегодня считается, что позиционная система записи чисел была изобретена в Индии "очень давно", затем была заимствована арабами, которые и занесли ее в средневековую Европу. При этом Индия не была завоевана арабами в их восточных походах. Заимствование индийских цифр у индийцев должно было бы произойти сначала их иранскими и китайскими соседями задолго до арабского покорения Ирана. У иранцев могли быть и другие источники математической учености. В двадцатом веке стали известны знаменитые глиняные таблички, найденные на территории Месопотамии и относимые к цивилизации "древних шумеров". На этих табличках имеются примеры использования позиционной системы счисления, позволявшей производить сложные математические расчеты и решать астрономические задачи. Эти математические достижения древних шумеров и древних индийцев были забыты их потомками. Сегодня материальные свидетельства развития математики в Индии, и в Китае либо исчезли, либо еще не найдены. Предшествующие европейским математические трактаты на арабском языке считаются средневековыми, однако большинство из них стали известны в Европе в XVIII – XIX веках, уже после того, как изложенные в них сведения были открыты европейскими учеными в ходе собственных поисков. Например, наполненные астрономическими и календарными вычислениями труды Бируни, относимые к X веку, стали известны в Европе только в XIX веке. Современная математика стала стремительно развиваться именно в Европе, во второй половине XVI – начале XVII веков, на основе единых для всей Европы "арабских цифр" и позиционной системы счисления. А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский делают естественный вывод о том, что и сама позиционная система счисления распространилась в середине XVI века - в Европе, причем сначала среди математиков и вычислителей, а уже затем среди издателей, художников, школьных учителей. В книгах по Новой хронологии приводится немало примеров "странных цифр и дат" на средневековых и более поздних документах, книгах, картинах. Иногда, кажется, что математические символы являются вненациональным научным инструментом, общим и единым для всех стран и народов.Однако, наши "арабские" цифры отличаются от "арабских" цифр в Иране и в Египте. Европейская позиционная система записи цифр от старших разрядов к младшим, слева направо, также не единственная. На Востоке используется также система записи цифр справа – налево. До сих пор, во многих случаях, в основном в быту, используются и непозиционные системы записи чисел. Гипотеза А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского о происхождении цифр рассматривается в их книгах. Здесь приведена таблица происхождения арабских цифр из славянских скорописных кириллических цифр-букв [1, 6]. Традиционная история не имеет достаточно обоснованной гипотезы, объясняющей происхождение цифр. В традиционной истории считается, что римская, греческая, египетская системы счисления, в которых цифры записывались словами или образовывались из нескольких значков, предшествовали арабской системе счисления. В середине VIII века НЭ в Багдаде, бывшем в то время культурной и научной столицей мира, где арабские, греческие, персидские, еврейские и другие ученые объединили научные знания своих народов, появились трактаты по астрономии из Индии, содержащие индийскую систему обозначения чисел. В ней цифры, состоявшие ранее из нескольких значков, стали обозначаться одним знаком. Индийский метод давал преимущество в использовании гораздо меньших групп знаков для обозначения числа и значительно упростил письменные вычисления. Если происхождение новой системы было индийским, то, видимо, и изначальная форма арабских числительных также была индийской. Но, впоследствии арабские ученые стали использовать собственные обозначения восточно-арабских цифр, которые были образованы, по-видимому, от букв арабского алфавита. В традиционной истории есть предположения об образовании европейских, западно-арабских, цифр как от древних индийских цифр, так и от букв арабского алфавита.Рассмотрение цифр в датах на картинах, гравюрах, рисунках художников XIV – XVII веков показывает, что до середины XVI века единой для Европы системы написания арабских цифр не существовало. В последней четверти XV века цифры у итальянских мастеров соответствуют современному написанию цифр. Цифры у немецких и голландских мастеров в первой четверти XVI века еще значительно отличаются от современных, разные художники применяют разную форму цифр. Даже при обозначении дат римскими цифрами встречаются разные формы записи чисел, некоторые из них не соответствуют классическим.Написание цифр на картинах, гравюрах, рисунках художников XIV – XVII веков временами работает на гипотезу А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского, временами противоречит их гипотезе. Сомнения в подлинности дат, проставленных на картине, гравюрах и рисунках возникают, однако однозначной уверенности все же нет…Эволюция арабских цифр в средневековой Европе от X до XV века показана в книге Е.Я. Габовича "История под знаком вопроса" [2], со ссылкой на книгу французского математика марокканского происхождения Дж. Ифрака "Универсальная история чисел" [3]. Там же иллюстрируются метаморфозы цифр "пять" и "шесть" от их древних изображений к современным европейским и иранским. Судя по таблицам Ифрака, к концу XV века в Европе написание цифр соответствует современному, но цифры и даты на картинах художников XVI и даже XVII веков говорят, что это не так.В данной подборке имеет место несколько спонтанное изложение материала, предлагаемого по мере его нахождения и осмысления. К сожалению, среди довольно большого количества странных цифр и дат не удалось найти "конфетку", которая стала бы открытием для тех кто увлекается Новой хронологией. В произведениях художников странные цифры и даты зачастую соседствуют с вполне нормальными цифрами и датами на картинах, гравюрах и рисунках тех же художников, написанных в том же году. Если расставить иллюстрации соответственно времени создания произведений искусства, нередко после нормальных цифр и дат художник вновь возвращается к странным цифрам. Такое проще всего объяснить тем, что даты в произведениях искусства проставляли несколько человек, возможно, задним числом, с целью подгонки хронологии искусства под традиционную хронологию мировых событий. О том, как исправляли произведения искусства, не только даты, но и сюжеты, особенно на гравюрах, достаточно сведений, причем не только у авторов Новой хронологии. Таблица из [1]. Из работы «Гипотеза А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского о происхождении арабских цифр» Древнерусский бог Семаргл и цифра "семь"В "Повести временных лет" под 6488 (980) годом помещено сообщение о так называемой первой религиозной реформе князя Владимира Святославовича:"И нача княжити Володимер въ Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога и Симаргла, и Мокошь". Здесь упоминаются важнейшие восточнославянские боги, включенные Владимиром в древнерусский пантеон (спустя 400 лет именно этим богам молился на Куликовом поле хан Мамай). Из этих божеств два являются бесспорно иранскими и, как можно полагать, слабо освоенными русским этническим элементом - Хорс и Симаргл. Хорс был "природным", солнечным божеством, явно неславянского происхождения. "Еще более странно включение Владимиром в этот же ряд Симаргла. Известий о нем в древнерусских источниках практически не сохранилось. Зато имеется прямая аналогия с иранским Сэнмурвом – … речь идет о персидском Симурге, обозначающим сказочную птицу вроде грифа, которая почиталась как божество..., или же о гибридном образе полусобаки-полуптицы. Этот, очень иранский образ, весьма популярный и вместе с тем претендующий на особую интимность, не имел никакой опоры ни в киевском пантеоне, ни в фольклорных образах, известных восточным славянам". Высказывается мнение, что "включение иранских богов в киевский пантеон было связано с попыткой Владимира привлечь на свою сторону хорезмийскую гвардию, приглашенную Хазарским каганатом в 70-х годах Х века. Роль хорезмийской прослойки киевского населения во введении этих божеств в киевский пантеон представляется историкам весьма правдоподобной. "Почитание сияющего Солнца и Симурга воинами-хорезмийцами киевского гарнизона было, видимо, ближайшей причиной появления Хорса и Семаргла в кругу древних киевских богов". – Но кто же заставлял не киевских, а Владимирско–Суздальских князей изображать "малопонятного" Семаргла на стенах соборов и на главных воротах своих храмов… При этом бог Семаргл-Семиглав считался воплощением священного числа "семь" [32] от индоевропейского "седм".Языковое сходство имен Симурга и Семаргла говорит не только об одновременности их существования в истории домонгольской Руси и очень древней истории Персии – Ирана, но и, возможно, о заимствовании очень древним (доахеменидским) Ираном имени славянского бога. По гипотезе А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского [6, стр.617], сама цифра "семь" была изобретена и получила свое название где-то в XV веке, как и остальные современные арабские цифры, на основе славянской скорописи… Возможно тогда же появились Семарглы и Симурги… О том, что в XV веке арабские цифры были не такими, как сейчас, известно, не только от Фоменко. "Странные" цифры на картинах художниковНа приводимых здесь иллюстрациях картин средневековых европейских художников даты подписаны "странными" цифрами. Семерка на них соответствует современной иранской восьмерке… В таблице из энциклопедии [9] приведены арабские цифры, в период их становления, в течение XV века. Сразу видно, что в середине XV века в Европе не было современной цифры"пять"! Вместо нее писали современную "четверку", а вместо "четверки" – рисовали бантик, как показано и на картинах эпохи Возрождения. На этих картинах показано, что вместо единицы в знаке тысяч могли написать римскую цифру-букву "М". У Дюрера на некоторых гравюрах XVI века цифра "пять" изображена задом наперед! У большинства немецких художников первой половины XVI века даты на картинах и рисунках записаны цифрами, которые значительно отличаются от современных.То есть, в конце XV века современное написание арабских цифр еще не было достигнуто.Еще один пример – фрагмент гравюры XVI века, где изображен античный Птолемей в средневековой короне и Астрономия [10. Стр. 82]. В руке у Птолемея сектор с небесными координатами, на котором цифры 2, 3, 4 выглядят, как сегодня, а вот цифра 5 нарисована наоборот, "шестерку" не видно, а "семерка" - тоже нарисована наоборот.Вот четыре даты с рисунков Шонгауэра (1440-1491), которые датируют XV веком. Написание четверки разное, то по-итальянски близко к современному написанию (в дате 1470 года), то по-немецки (в дате 1486 года). В дате 1486 год восьмерка подправлена. В датах 1469 год – девятка выглядит, как знак вопроса.Какими были цифра в эпоху Возрождения можно проверить по фотографиям старинных часов, созданных в XV веке. На башне часов в Венеции, построенной в 1485-95 годах, на циферблате указаны римские числа от I до XXIV. А на иллюстрации к "Истории Фридриха и Максимилиана", написанной Альтдорфером в 1510 году, показаны уже арабские цифры на циферблате часов [12]. Цифры 1, 2, 8, 9, 0 соответствуют сегодняшним. Но остальные цифры: 3, 4, 5, 6, 7 – явно не настоящие. Можно предположить, что сам циферблат был изготовлен раньше, чем была написана картина. Однако на датах, которые ставил Альтдорфер на своих картинах и рисунках уже в XVI веке, указаны эти же самые неправильные цифры. А, если учесть, что цифра, похожая на цифру 5, на самом деле является цифрой 6, возникает вопрос: даты из какого столетия записаны на произведениях искусства XVI века. Ниже приведены даты с рисунков немецкого художника XVI века Шейфеляйна (1485 – 1540)Здесь "Пятерка" – не немецкая, а похожа на современную. И это подозрительно. Немецкие современники Шейфеляйна пятерку рисуют не так. Однако и у Шейфеляйна встречаются странные пятерки. Вот, например:Шейфеляйн. Тайная вечеря. 1509 год. [13]В 1507 году почти нормальная пятерка, а здесь не совсем нормальная…Когда Фоменко и Носовский выводят наши "арабские" цифры из скорописи букв древнерусского алфавита, они сравнивают эти буквы уже с современными цифрами. Цифры на картинах итальянских художников конца XV века наиболее похожи на современные. А вот "Странные цифры" на картинах и рисунках немецких и голландских художников XV – XVI веков не подтверждают гипотезу о происхождении этих цифр из древнерусских букв. Цифры, используемые в арабском мире и в Иране, тоже вряд ли произошли от древнерусских букв. Хотя, когда традиционные историки показывают пути, которыми шло становление цифр в Европе и на Востоке, на этих путях соседствуют и европейские, и иранские цифры.В свете Новой хронологии было бы очень интересно рассмотреть вопрос о происхождении "восточных" – арабских и иранских цифр.